"разумный" дизайн
или
как скетчи живут своей жизнью

содержание

 

Данная статья, а это дизайн-стори развития формы в эскизах (скетчинг), описывает, о чём думает дизайнер когда рисует автомобиль. А точнее Автомобиль А-класса. Страшное слово "креатив". В статье раскрываются некоторые секреты формообразования автомобилей.

Вы можете удивиться, зачем я показываю "некачественные" эскизы, ведь они представляют меня как плохого рисовальщика? Ведь можно было бы ограничиться финальными рисунками, нарисованными достаточно эффектно? Однако, для меня, как дизайнера, важнее всего ощущение, которое было поймано в самых первых почеркушках. Не менее, а может быть даже более, важен путь идеи, то как она развивается. То есть когда к первоначальному замыслу добавляется конвейер профессионализма. Только сравнивая старые и новые эскизы по одной и той же теме можно понять, почему идея развивается в нужном направлении. Именно этому опыту и посвящён данный материал. Правда, в условиях производства такой путь необходимо проходить чуть шустрее...

 

5 "шариковых" набросков

Эти пять набросков начириканы обычной шариковой ручкой и являются просто идееносителями, абсолютно не претендующими на уважительное название "скетч". Да, они страшны. Но без них не было бы всего остального...

В попытках "понять" мерседесовский стиль я попробовал просто пристроить передок от с-класса а-классу. Как видно, это не увенчалось успехом, но зато я начал разбираться со "стилем уголков Mercedes", точнее с технологичным стилем "избегания острых углов деталей" в разьёмах.

Такие "уголки" мне очень нравились на передке с-класса, за исключением того, что нижняя полоска от решетки радиатора, отданная бамперу, кажется вмятой в сам бампер. На следующей же модели с-класса - Sport Coupe мерседесовцы исправили этот недостаток, посадив фары как бы на плоскость, на свою выделенную поверхность, т.е. обьединили фары очерченной снизу линией... Подробнее об этом, а именно о том, как "глазастость" влияла на форму передков мерсов, можно почитать и тут.


Стало очевидно, что и округлые линии разъёмов на округлой форме придают ей некую бесформенность, и необходимо с ней жестоко бороться, что я и сделал, располосовав капот горизонтальными щелями, отчего появилось какое-то хомячье рыльце...(см. и выше)

В борьбе с таким "выражением лица" родился и этот неудачный вариант с диагональным треугольным разъёмом "типа ситроен". Попытка неудачная, но весьма полезная и поучительная.


Следующий пузырь сильно смахивает на физиомордию четырехглазого профессора, сотворившего монстрика Стича (из мультфильма "Лило и Стич").

Одновременно я искал и объёмное решение для выступающего "носа" капота машины и подобная аналогия (композиция, приведенная в нижнем правом углу) помогла точнее сформулировать трехлучевую форму, объёмы, образующие бампер и выступающую часть капота.


Такое решение смотрится ещё более уверенным, чистым, если верхний объём не "отрывается" от двух нижних, вытянутых в горизонтальную линию, а прирастает к ним, как видно на следующей почеркушке.


На этом эскизе выявлена и основная плеерная идея - фары-восьмерки по форме напоминают клавиши управления cd-плееров.

Отличнейшая, не побоюсь себя похвалить, идея появилась у меня намного раньше этого эскиза, когда я заметил, что cd-плеер филиппок на фотографии-рекламе в журнале очень похож на мерседесовский капот. А кнопки, естественно, могли быть только фарами автомобиля (в то время словесную формулировку стиля моего автомобильчика я по-прежнему ещё не осознал, а только был уверен в том, что обязательно буду рисовать мерседесовский а-класс.)


Я чувствовал, что толстому вертикальному объёму не будет хватать динамики, поэтому с самого начала настроился на главную черту всех а-классов - поднимающуюся вверх по боковине гнутую подоконную линию, очень активную. Первый раз такое решение я видел на автобусе "Columbus" Джорджетто Джуджаро и появившийся позже минивена первый а-класс мне показался просто отпиленной передней частью этой машины.

На почеркушке отмечена еще одна интересная похожесть мерсовской трехлучевой звезды на стрелки часов в положении "пол-пятого ровно".

1 апреля 2003 года

 

11 "хвостатых" эскизов

А вот и первые нормальные "пузатые" эскизы а-класса, за которые уже не так стыдно, как за верхние.

Автомобильчик с самого начала мне представлялся толстым кругляшком с яркими красными треугольниками фонарей сзади.

Мне страшно нравилась только что вышедшая тогда трешка БМВ, особенно её пропорции и выгнутый задний обрез багажника. Поэтому мой мерс унаследовал гнутый профиль задних красных фонарей, подчеркнутый линией разъёма задней двери (хорошо видно на виде сбоку и последующих эскизах). То есть я вовсю пробовал растянуть обычный багажник седанов (торцовое решение) до размеров и пропорций двери универсала, не особо заботясь о стекле в задней двери.


И тут прямые линии треугольных фонарей начали мне мешать, мешать общей мягкой пластике задка. Я принялся гнуть эти линии по инерции вверх, но нижняя горизонтальная линия фонарей стала противоречить поднимающейся вверх-назад подоконной линии. Стала с ней спорить. Поэтому логичным стало наклонять подфонарную линию вниз, в обратную по отношению к линии подоконника сторону, то есть навстречу, поперек ей.


В результате появились варианты, теперь уже можно сказать, напоминающие а-класс второго поколения (тогда вышло только первое поколение). Нижняя линия обреза фонарей, спускающаяся с боковины назад-вниз на бампер.

7 мая 2003 года

Мне это не нравилось. Такое "сползание" линий зрительно останавливает автомобиль, лишая его стремительности. И это действительно так. Но хуже всего то, что такое решение, как мне кажется, в принципе очень не похоже на образ самого а-класса (первой версии). А узнаваемость моего автомобильчика как самого маленького (но престижного) мерседесика, была наиважнейшей задачей.

Я принялся бороться со сползанием и выворачивать линию от горизонтального "подоконного" направления не вниз, а вверх. Но уже не переводяч её в боковую. Таким образом, нижняя линия фонарей должна была подчеркивать (на контрасте) главную - подоконную линию. Получилось не дурно, хотя и тяжеловато. Какое-то аудишное, бочкообразное решение.


Ещё я почувствовал, что "хвост", т.е. выемка, ступенька объёмов, спойлер, нужный мне на самой верхней точке хвоста крыши (если смотреть на автомобиль в профиль), хочет сползти и на боковину. Во всех предыдущих вариантах (см. выше) он останавливался на задних фонарях.

Автомобильные дизайнеры очень любят прятать переходы, углы поверхностей, зачастую весьма некрасивые, на оптике. размытые переходы на стекле фонарей менее заметны, стекло просвечивает, и глаз, внимание концентрируются на том, что под ним...

В моём же случае плохо то, что разъем - верхняя линия, ограничивающая фонари, оказывается на внешнем углу, т.е. разъём (щель, дырка) будет "светиться" особенно при ракурсах вдоль линии. Дурацкое место. На рисунке ниже я попробовал спрятать щель под спойлер, надвинув его козырьком и над фонарем. Сдвигая щель-разъём с угла, я не даю ей "светиться", зрительно увеличиваться, она становится менее заметной. Но, к сожалению, появляется другое ощущение - ощущение, будто задняя часть меньшего диаметра "отдельно вставлена" в тонкостенный передний объём чуть большего размера. При этом спойлер чуть сдвигается с круглого угла вперед по крыше.


Отличное перспективное решение для глухого объёма, скажем бытовой техники. Но мой автомобиль становился "немонолитным", и я отмёл этот вариант, продолжив поиски.

8 мая 2003 года

Поясню. У нормальной машины стекла просвечивают, и выстраивая форму автомобиля, важно помнить, что с большинства ракурсов стекла будут восприниматься как дырка внутрь, в салон, но не как внешняя поверхность.

У меня получилась очень тонкая полоска (задняя стойка), граничащая со спойлером, и большие глухие поверхности сверху и снизу. Получилось не гармонично. Тем более под фонарем начинается опять большая, зрительно пустая область. Намного лучше смотрится более широкая задняя стойка, как на рисунке снизу.


По аналогии с cd-плеером, я нарисовал два этих варианта с прямоугольным цифровым табло вместо боковых стекол. Поддерживая симметрию табло, я закруглил линию дверей, опоясав ею автомобильчик и сзади, и спереди.

А дальше - тот же вариант, но с треугольными задними фонарями. В обоих вариантах, в следствие симметрии, "движение" автомобиля останавливается, они словно стоят на месте, а не мчатся! Усугубляет мою неудовлетворенность рисунками "жидковатое" пересечение линий впереди лобового стекла. В этом месте словно не хватает четвёртого лоскута материи, как будто лобовое стекло должно быть металлическим.


Почувствовав, что что-то не так, и я ухожу от заветной цели, чтобы разобраться, я нарисовал автомобильчик с опоясывающей линией еще раз, но уже без прямоугольного окна. Устранив мешающую движению вперед боковую симметрию дверей, я понял всю ценность оконного выреза. И впредь все варианты будут обязательно с острым лепестком окон! Острые углы стекол в данном случае для меня - это неприкасаемо.


Испугавшись сложностей, я попробовал упростить форму, укрупнив колесные арки, сделав их более четкими. Как-то незаметно упростился и немного разгладился в рисунке и спойлер-хвост. Но по-прежнему - мало динамики, мало!

Ё-мое! А где динамика? Динамика - она в активных, резких засечках, проштамповках и простых, "легких" линиях.


Со страху нарисовался такой вот рисунок. в общем-то вполне приличный. Стремительность возросла. по диагонали - из передней колесной арки - в задний верхний угол. Кажется, сейчас это становится маниакальной чертой всех мерседесов нового стиля... в далеком же 2003-ем мне показалось это каким-то немерседесовским, не похожим на развиваемый мною а-класс. Странно. Оказывается, дизайн развивается сам по себе, мы лишь участвуем...

Кстати, этот вариант очень похож на самые первые почеркушки ручкой, а именно на случай с активной гнутой подоконной линией - ребром и часами. Мне хотелось, чтобы все было проще. Я вернулся в начало, но уже с новым багажом знаний. Опять прикольно.

9 мая 2003 года

Так я пошел дальше и выдал более солидный а-класс. Боковину я подсмотрел у SLR. Эта динамичная боковина - будущее всех мерседесов, - думал я.

Итак, более плоская боковина, более серьезная пластика. Круглые стремительные логичные линии. Засечки, размывающиеся на дверях, как на SLR. Кстати, очень красивые у него двери (я имею ввиду концепт Vision).


В том же SLR можно разглядеть и массу других секретных приемов, например, "смещение зрительно воспринимаемых углов кузова" (опять же за счёт стекол фонарей). Для этого надо лишь сместить фонарь на угол. Но я буду идти к этому приёму целый год...


А пока я нарисовал достаточно солидный вид спереди, разобравшись с тем, что капот в солидной версии обязательно должен быть зрительно плоским, продолжая "плоскую массу" лобового стекла. Это не обязательно вообще-то, но иначе, при коротком носе, пресловутая стремительность может и пропасть...

10 мая 2003 года

 

2 "абрикосовых косточки"


Прошел год... Бездельник я попробовал вернуться к а-классной пузатой теме и нарисовал два скетча, сочетающих в себе и динамичную подоконную линию, и стремительный обрез задней двери, и даже округлость, плавность общей формы.


4 мая 2004 года

Однако обьяснить себе самому, чем именно мне нравится этот, последний вариант я смог только ещё через год, когда в сценарии словесно сформулировал основную идею дизайна моего а-класса:

"Тело а-класса напоминает абрикосовую косточку. Очень плавные краешки, изначально с острыми краями, окончательно "облизаны" словно леденец, карамелька-сосалка "бон-пари". Стремительные рёбра, скругляющие углы объёмов с боковин, похожи на брови, губы (по обьёму). Какая-то лицевая, человеческая пластика. Также есть аналогия с колбаской улитки, он пузатый червячок. На этом плавном теле проведены острые линии разъёмов, показывающие, что это скорлупа, яйцо, толщину листов металла. Спереди имеется отдельно выделенная плоскость управления движением (воспроизведением) с кнопками и клавишами..."

23 июня 2005 года



****************************************************************************************************

Copyright © by   i  l  y  a  M  e  l  e  k  h  o  v

****************************************************************************************************


X