револьвер и палитра
или
панель приборов moskvich

проект панель приборов 2141
клиент OAO Moskvich
время 01.1998 - 05.1998
степень проработки предпроизводственная готовность



содержание



 

алексей святогорович

Алеке, автомобилю семейства Москвич 2141/42, к моменту моего устройства на завод стукнуло уже 20 лет. К этому времени он уже пережил фэйслифтинг спереди, - обзавёлся более узкими чуть раскосыми фарами (с отражателями Skoda Favorit), двигателем Renault и излишне пафосным именем "Святогор". Т.е. внешне выглядел очень современно. 8-) Но внутри всех пугали торчащие углы квадратной панели приборов, и особенно козырька комбинации приборов. Интересно, что на первых вариантах панели такого "козырька" не было, всё было гармоничнее. О проектировании модели 2141/2142 можно почитать на http://www.autoreview.ru/new_site/year2002/n05/azlk/1.htm, http://www.bvl.com.ua и на http://alekohistory.narod.ru. Вкратце: в качестве прототипа кузова приказали использовать "автомобиль 1976-го года" французский Talbot Simca-1307/1308, поэтому единственно сильно изменившиеся кузовные панели - это "оперение" (не силовые).

В 1998 году, работая в ХКБ УГК ОАО "Москвич", я занимался проектированием новой панели приборов в старый кузов 2141/42. Одновременно разрабатывались два разных варианта панелей. По пластилиновым макетам 1:1 выбрали один из проектов (именно мой, этот) для производства, и, если бы завод не развалили, сейчас эта панель ставилась бы на все модели серии 2141/42. К сожалению, ни фотографий, ни рисунков второго варианта - конкурента у меня нет. Но ведь это моё портфолио, здесь только мои проекты. 8-)

 

от технического задания к общей компоновке

Задание на проектирование новой панели приборов можно было разложить по следующим составляющим:

  • основной странностью компоновки автомобиля, на мой взгляд, является почему-то слишком близкое к центру расположение передних сидений, - они сильнее, чем логично, сдвинуты друг к другу. Вроде бы не самая узкая машина - 1690 мм, а между сидениями чуть более 10 см! На фото хорошо видны края сидений и расстояние между ними. Это исключает все обычные панели приборов с сильно развитой центральной консолью. Конечно, при таком странноватом решении, сидеть вдвоём спереди не так комфортно, как можно было бы сделать. Руки и плечи пересекаются, особенно если переключать передачи, но зато такое решение якобы улучшает безопасность - места сбоку (сминаемая зона боковых дверей) становится больше.

  • посмотрите на фотографию, - такое ощущение, что приборный щиток с козырьком сдвинут относительно руля вправо, не симметричен рулю. Это действительно так. Для того, чтобы установить среднечастотный динамик приличного (точно не помню, но что-то около 12 см) диаметра и разместить боковые воздуховоды, пришлось сместить щиток вправо. Т.е. музыка важнее самого вождения. В моём задании использовался щиток от Renault Megane, он близок по размерам к москвичёвскому. Но чуть пухлее, и казалось бы его можно было вновь поставить соосно рулю (который, кстати, тоже не параллелен оси машины), но по бокам реношского щитка сильно торчат уши крепления (!), и проблема "узкого места" слева от щитка остаётся.

  • из-за этого сдвига, слишком длинного щитка приборов, наличия коленок у водителя, вся центральная консоль тоже съехала от центра вправо. Из-за наличия в ней стандартного магнитольного ящика (кажется 185 мм), консоль не может быть узкой. Вертикально поставить магнитолу по стандартам тоже нельзя. Её можно лишь немного наклонить внутрь капота. А уж о том, чтобы эта широкая полоса магнитолы плавно перешла в тоннель между сидениями, - понятно, можно забыть. Наличие регулировочных рычагов у сидений в центре - к тоннелю - ещё больше усугубляет тесноту в этом месте.

  • другой особенностью компоновки является то, что рычаг коробки передач расположен очень близко (смещён вперёд) к панели приборов. В результате, имея, например компакт-дисковый плеер под пепельницей с прикуривателем (или вместо неё), вынуть компакт-диск можно только при отведённом назад рычаге коробки передач (включённой передаче). А наличие рычага заставляет делать панель в центре достаточно вертикальной - даже если немного изогнуть назад сам рычаг. Никаких плавно-наклонённых объёмов в центре.

  • трёхфункциональный дисплей, а уже позже, во время работы, добавили и необходимость установки двойного ящика под магнитолу. Оказывается, это нужно не только пухлым американским CD-ченджерам или телекам, но и кассовым аппаратам таксистов.

  • и наконец, каким-то неявным, но настойчивым требованием генерального директора к новой панели было наличие как бы "второго щитка" приборов для пассажира. По его мнению, пассажиру надо было дать больше органов управления, какой-нибудь пульт, чтобы он не чувствовал себя ущемлённым (на заводе ходила шутка про установку двух рулей с приборами).

  • одна радость - воздуховоды формуются внутри панели и их (щели выхода воздуха) можно делать любыми, озаботившись лишь достаточным сечением воздушного потока. Т.к. самым мощным агрегатом под капотом москвича является печка, - достаточно открыть капот и трезво оценить её размеры, - решено было дуть тёплый воздух и на лобовое стекло, и на пассажиров, и на боковые стёкла тоже.

Сформулировав для себя все вышеперечисленные требования, я сориентировался на асимметричные компоновочные схемы с модульной конструкцией. Асимметричная композиция позволяет сгладить переход от широкой магнитольной (смещённой от центра) части к узкому тоннелю. А модульность - это чтобы идеи генерального директора можно было воплотить в виде отдельной детали безболезненно для остальной конструкции. Вот мои асимметричные поиски общей композиции. Модульное решение, кроме других выгод и общей нежёсткости, позволяет изменять общую длину панели приборов (по ширине машины) за счёт концевых частей, что, при наших часто изменяющихся целях проектирования во время самого процесса, может хорошо подстраховывать. Например, в начале этого проектирования было не ясно, можно ли менять внутреннюю обивку передних дверей. Если бы не разрешили - то я просто бы сделал другие краевые детали - переходы в двери.

 

аналоги (асимметричные панели)

Просмотрев все существующие на тот момент серийные асимметричные панели приборов, я выяснил, что их очень мало. Такие панели встречались только на SAAB, и единичных моделях BMW, Chrysler, Renault и Mercedes. В основном, это панели с визуально выделенным водительским местом, подчёркивавшие спортивность автомобиля. Поверхность таких панелей окружает, выгибается вокруг водителя, как бы образуя кокпит. А поскольку почти все производители решили делать всё более "семейноориентированные" салоны, то такие панели практически исчезли. "Удовольствием за рулём" уже надо было делиться и с пассажиром(кой). Даже на старой BMW 3-er 1990-года (E36) панель к середине 90-хх заменили на обычную, с продольной композицией.

Единственная фирма, оставшаяся до конца верной самолётам, это SAAB. Надо заметить, что автомобиль 2141 в моих ощущениях чем-то близок к имиджу SAAB. Не самая плохая управляемость. Даже в задней стойке есть что-то авиационное, скандинавское. Для чистоты ощущений я решил завершить образ соответствующей панелью приборов. К счастью никакого "стилистического" задания от руководства завода не было, ведь обычно у нас в дизайне умеют разбираться все, а ответственность глупо отдаётся на вкус генерального директора. Особенностью панелей SAAB является то, что боковой левый воздуходув (его решётка) находится внутри развёрнутой к водителю овальной панели. Очерченной плавной линией. Но ведь боковая дверь внутри - не вогнутая. Поэтому в этом месте овал должен стать тупым, немного выпрямиться. Для такого "поворота" линии нужно место. Стремительность пропадает, появляется скандинавская же вялость. В москвиче места слева от приборов мало. И такую плавную (всё равно "теряющую скорость") линию не закомпоновать.


Другой проблемой является сборка панели приборов на конвейере. В современных производствах панель подсобирается заранее и устанавливается в кузов уже начинённая электроникой. Её заносят в кузов через открытые передние двери, что при таком размере и весе было, в своё время, приличной проблемой для технологов. Так вот, её заносят и опускают вниз-вперёд, подключая разъёмы. На Москвиче при этой операции уже стоит лобовое стекло. Это означает, что точки крепления панели к кузову (по углам и в середине), обычно перпендикулярные поверхности крепления, вырождаются в сильно наклонённые длинные отверстия, в которые при сборке засунут такую дли-и-инную отвёртку и закрутят. Длинную - чтобы достать до всех точек из салона при уже стоящем стекле. А угол наклона-то не маленький! Поэтому чтобы спрятать этот крепёж, надо предусматривать накладки. А лучше использовать для этой цели уже имеющиеся детали. В моём случае - это решётки воздуховодов. Поэтому они выполнены отдельными по углам (а не как на SAAB).

 

палитра художника (панель печки)

Вообще при массовом производстве деление на детали, модульность или "прокладка" разъёмов - это целое искусство. Для возможности установки разных приборов в различных комплектациях, лицевую панель-маску (плоскую стенку с приборами) часто выделяют в отдельную деталь, которая и изменяет свой цвет в разных отделках. В случае SAAB эта маска, окантованная бортиком овала. На SAAB 9-3 этот бортик-угол принадлежит самой панели (верхняя картинка), а на 9-5 (ниже) бортик - отдельная деталь-маска. Кроме "светящегося" на водителя разъёма по контуру плоской панели с приборами добавляется ещё одна щель уже снаружи угла. Т.е. 2 параллельные (эквидистантные) щели, дублирующие друг-друга. Что в промышленном дизайне вообще нонсенс. Посмотрите на картинку SAAB 9-5 - щели-то вокруг плоской панели - будь здоров! Лучше бы их не видеть. А при нашем-то качестве, что будет?

Ещё про щели и детали. Перегоревшие лампочки в комбинации приборов надо менять не снимая всю огромную панель. А вот разъём хорошо бы разместить внутри козырька (тогда он не будет виден). Но ведь тогда внутреннюю часть не вытащить наружу. Или придётся сделать внутреннюю поверхность не цилиндрической, а конической. Тогда щель будет видна. Замкнутый круг. Из-за этого большинство приборов в панелях имеют свои собственные маски (переходные детали), и выглядят как обведённые несколько раз рамками. В случае моей панели я решил использовать один разъём вместо нескольких и вывел внутренний разъём козырёк-центральная часть панели ("палитра") через угол - наружу. И дальше он продолжается на внешнем угле, где не заметен с водительского места. Такое сложное решение ("изнутри-да-наружу") экономит много деталей. И этот приём, изначально отвергнутый главным конструктором, потом был признан им оптимальным.


Посмотрите на рисунки. Козырёк выделен в отдельную деталь, разъём идёт снаружи - он не виден с точки зрения водителя, к тому же потом перекроется баранкой руля. Боковые решётки - воздуховоды выделены в отдельные детали для того, чтобы их ставили последними, закрыв места крепления панели к кузову. Вместо airbag для пассажира можно установить для него дополнительный прибор - в те же разъёмы - хоть компьютер, хоть телевизор. Появился вертикальный ряд кнопок, используемых во всех комплектациях. Вертикаль - наиболее близка к водителю, ведь край (последнюю кнопку) магнитолы он может и не достать рукой не отрывая спины от сидения. Вообще все органы управления надо сразу делить на те, которые есть всегда, и те, которые меняются в зависимости от комплектации машины. Тут же дисплей, развивается наружу, но ведь к нему не надо тянуться рукой, достаточно бросить взгляд... 8-)

Визуальным решением панели управления печкой оказалась палитра художника с тремя красками. Ой, то есть с тремя ручками управления. Необходимо было предусмотреть вариант с другим управлением печки, электронным. Это должна была быть отличительная черта дорогой комплектации. Поэтому панель управления печкой я выделил в отдельную "палитру", акцентировав на ней внимание композиции. Низко расположенный и чуть перекрываемый рычагом переключения передач элемент, тем не менее, сразу указывает на комплектацию отделки.

 

объём (козырёк - мордодувы)

Почему на панели 2141 так торчат углы козырька комбинации приборов? Потому что форма вогнутого стекла такова, что точка фокуса, куда собираются все блики, отражаемые стеклом, должна остаться внутри козырька. По словам конструкторов (есть чертёж вида сбоку с оптическим расчётом) эта точка находится что-то на расстоянии 80 мм от поверхности стекла. Таким образом, козырёк ограничивает отражения. По-нормальному другим выходом было бы просто "утопить" стекло вместе с комбинацией вглубь панели приборов, и таких вопросов бы не было. Но, опять же, дурацкий динамик мешает. Этот динамик - почему-то принципиальный для конструкторов момент, гордость и страдания.


Поэтому я стал искать объёмное решение для выступающего козырька. Вот один из вариантов. Хотелось как-то логично и плавно выдвинуть козырёк. Но асимметрия мешает, - справа поверхности есть где "разбежаться" и достаточно "надуться". Для этого использован объём решёток воздуходувов. Слева же места нет. Да и сам цилиндр, по логике, имеет наиболее выступающую часть по центру, а для козырька самая выступающая часть нужна сверху. В результате вырез как залысина, как стекло мотоциклетного шлема, срезает поверхность сверху. К тому же асимметричная петля - основной композиционный элемент, - не успевает закруглиться и выходит на разъём воздуховодов. Тогда столь визуально сильную линию пришлось бы продолжать и на них. А этого делать не хочется. Поверхность боковых мордодуев сложная, переходная (с панели на двери), и на ней любая простая линия грозит криво выгнуться.

 

револьвер в кобуре (кнопки управления)

Порисовав, я вернулся к прежнему "плоскому" срезу панели. Линия петли тут главенствует и плоский срез ещё больше подчёркивает её. Осталось по композиционным правилам разбить поверхность на части - приборы. То есть деталировка. Трёхфункциональный дисплей я переставил наверх, - он не требует длины 185 мм, как магнитола. Он оригинальный, стекло можно сделать не прямоугольным. Так он нашёл своё место в верхнем углу центральной полосы. Управление светом (не правильно нарисованное на предыдущем рисунке) расположено на традиционно своей панели слева руля. Теперь понятно, почему главная композиционная петля не пошла туда, - для кнопок нужны плоскости.


Ряд кнопок. Сначала конструктора просили 6 кнопок (потом 8). Это слишком много для размещения рядом. При расположении решёткой, таблицей, - вслепую на ощупь во время езды можно нажать не ту (третью или четвёртую?) кнопку. Поэтому они должны быть разными на ощупь, выделены объёмом или сгруппированы по две-три. Всё это я и сделал с ними, чередуя выгнутость и вогнутость, и разные фактуры. Кнопки обзавелись собственным объёмом и характером. Заняли старое место дисплея. Этот "бумеранг" стал похож на револьвер. Сходство дополняют выпуклые точки на кнопках (хотя у ремней кобуры "точки" - это дырки для спиц пряжек).

 

уверенный переход (дверная ручка)

Изменение дверей, точнее только внутренних обивок существующих дверей, изначально не входило в планы руководства. Однако, конечно смешение стилей было бы очень заметно. Решили ограничиться изменённой обивкой (на картоне) и формой ручек. Задача сделать другое на том же каркасе (при том же положении всех частей) - неблагодарная и требующая особого вида мастерства. 8-) Правда, добавили кнопки электрических стеклоподъёмников, - раньше переключатель просто вствляли в дверь без всякого дизайна. Теперь же прямо на одной ручке надо было разместить по одному трёхпозиционному перключателю и ещё джойстик поворота бокового зеркала. А на водительской - сразу все четыре и джойстик. Понятно, что для этого нужно место (в буквальном, геометрическом смысле). Был вариант узкой ручки и отдельной панели переключателей. Но в конце-концов я "раздул" ручку по-вертикали в верхней части и выделил отдельную поверхность под эти кнопки.


А вот и рисунок панели в сборе со старыми дверями и новыми обивками - ручками. Боковые мордодувы визуально уже принадлежат не панели, а дверям, "сползают" на них. Но только визуально, цветом. Объём не переходит. Сначала я хотел сделать переходы в двери плавнее, - ведь надо обдувать стёкла дверей. А значит, либо расположить внутри объёма переходов трубки - соединяющиеся дырки, либо сделать максимально сдвинутые к дверям щели обдува в краях самой панели приборов. Но места не хватило, плавно не получилось. И не только у меня. Посмотрите салоны BMW 5-ой и 3-ей серий тех лет. На пятёрке переходы плавные, панель приборов "переливается" на боковины дверей. На тройке же панель как бы "вставлена внутрь" отдельным объёмом, раздвинув двери. То есть ширина автомобиля не позволила сплавить углы, коленкам нужно место. Да и смотрится "прямая" поверхность шире, проще кривой...

 

по-другому не бывает (макет)

В Художественное Конструкторское Бюро привезли два чёрных кузова, в которых две группы дизайнеров (по 2 человека в каждой) и макетировали панели приборов из пластилина 1:1. Основной сложностью в моей панели как раз и оказалась та самая пресловутая переходная поверхность боковых мордодуев сверху. При виде на панель приборов снаружи, со стороны капота сквозь лобовое стекло, это место всё время перекашивало всю статичность поверхности. Поверхность панели выглядела кривой. Словно панель была симметричной, но перекосилась уже в автомобиле. Компромисс искали достаточно долго - месяц. Пластилиновый макет в настоящем 41-ом кузове я делал не один, - очень много работы проделал Олег Сипий. Именно он смог в конце-концов победить это кривое место, добившись точного визуального равновесия.


Посмотрите на фотографию. Это фотография пластилинового макета панели приборов, обведённая ручкой. Поставили две магнитолы. Провели линию петли. Максимально утопив комбинацию приборов в глубину, (а на самом деле просто "надув" поверхность самой панели), удалось вообще отказаться от козырька. Это - главная победа. Ведь положение руля осталось старым. Только благодаря вертикальной плоскости среза петли удалось сохранить необходимо большое расстояние до рулевого колеса (с этим тоже долго бились). Эта же вертикальность позволяет переключать передачи не задевая пальцами поверхность панели. Ещё простая вертикальная поверхность зрительно увеличивает размеры салона. Прямоугольные пересекающиеся габаритные линии - второй композиционный элемент, кроме петли, позволили сохранить много места для коленок водителя и пассажира.

Принципиально и деление на детали, переход в центральный тоннель. Боковые мордодуи абсолютно разные, поверхности несимметричны, просто очерчены похожими линиями. Центральные - опустили под горизонтальную линию, под магнитолы. Ограничивающие динамики линии не показаны. Ещё месяц мы занимались деталировкой кнопок, лепили центральный (откидной) подлокотник. Кстати, благодаря тому, что петля не продолжилась на нём, оставшись на самой панели; вариант без подлокотника смотрелся так же законченно цельно... Ниже - мой рисунок поверхностей с вертикальной срезанной плоскостью петли, нарисованный уже по пластилиновому макету. Обратите внимание на гнутость деревянной полоски-вставки справа при подходе к петле. На рисунках это место нельзя было предположить гнутым, и только на макете выяснилось, что "по-другому не бывает".

 



****************************************************************************************************

Copyright © by   i  l  y  a  M  e  l  e  k  h  o  v

****************************************************************************************************


X