myAssociations
или
ilyaMelekhov 's Open Courses

урок 7

 



 

2 барабанщика теория

Сегодняшний инструмент из палитры композиторских дизайнерских приёмов (урок) посвящён интересному патриотичному секрету — как сделать так, чтобы ваше произведение (в самом широком и любом прикладном смысле) не разваливалось "по частям". То есть тема — общее/целое/составное в разных видах дизайна и вообще творчества. Вопрос технологии. Как мелочи складываются в целое? Как не потерять основную идею, мысль, её развитие, если вся конструкция строится из мозаики, маленьких плиток, кусочков, ритма? Как соотносится целое и дробное? Эту тему мы уже трогали на других уроках, например когда говорили о лёгком и тяжёлом, их противопоставлении (контрасте) и сочетании (оттенках) на уроке 4. Пришло время побарабанить, время дробей.


Кижи (карельск. Kizi) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен Кижский погост, или Спасо-Преображенский погост, с 1990 года входящий в список общечеловеческих ценностей (и охраняемый) ЮНЕСКО. На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района. Современный Кижский погост — небольшое пространство, огороженное деревянной стеной, внутри которого располагаются уникальные памятники северного деревянного зодчества — 2 церкви и колокольня. Подойдём поближе. ;-)


Церковь Преображения Господня (1714 г.) построена без гвоздей, по одной из легенд, одним топором, который потом мастер выбросил в озеро осознав, что лучше ничего больше не сделать. — Что ж, придётся самостоятельно затачивать уже не топоры, а современные инструменты и, в первую очередь, мысли. Очевидно, эта церковь — самая сложная по конструкции из всех памятников северного деревянного зодчества. В её облике прослеживаются и ярусность, и ступенчатость, и пирамидальность. Общая высота – 37 м. 3 яруса церкви образованы 3-мя 8-угольниками, поставленными один на другой. К более широкому нижнему ярусу примыкают 4 фигурные пристройки. Многочисленные купола церкви (всего 22) поднимаются к её центральной (самой большой) главе 5-ю ступенями. И все эти элементы согласованы между собой и подчинены одной архитектурной идее... Итак, займёмся рассмотрением закономерностей композиции (приёмов формообразования) по частям.


Если смотреть на церковь издалека, то она выглядит плотной горкой-пирамидой, словно поросшей грибами (ну например опятами). То есть, несмотря на скрытую за декором чёткую геометрическую структуру (в виде сверху), с большинства ракурсов кажется, что главки расставлены хаотично. Ведь несмотря на дробность, нагромождение воспринимается монолитным. С точки зрения архитектуры, пирамидальность церкви (3 уменьшающихся восьмерика) достаточна проста и не редко встречающаяся; но для того, чтобы вся композиция смотрелась цельно, применён хитрый приём — главки нижних ярусов стоят не "сами по себе", а притоплены (прижаты) к основному объёму. Другие подробности строения храма полезно посмотреть в книге "Основы понимания архитектуры" Ильин М.А..


Такие засекающие друг друга объёмы из 2х сфер можно увидеть в строении головы стрекоз и даже остекления советских противотанковых вертолётов. Вообще-то там и кресты есть, но увлекаться не будем (кого интересует как технически создать "религиозное" ощущение в произведении — читайте мой материал об утилитарных микроавтомобилях и комментарии к нему). Нам же интересно отметить, что сферы кабин лётчиков визуально не отвалились от основного объёма вертолёта, а плотно прижаты к нему. Несмотря на "наворот", всё держится вместе. Итак, основной объём делится на несколько подобъёмов так, чтобы визуально "не разваливаться".





Объёмы поменьше — головы стрекоз, купола храмов дробятся ещё мельче, они покрыты "мозаикой" (у насекомых такие глаза называют фасеточными, с рыбами всё понятно, а покрытие крыш и куполов в деревянном зодчестве — это лемех, в случае недеревянном — черепица). И человек, делая доспехи из чешуи, и природа решают одну и ту же задачу — как скрыть (или защитить) место крепления каждой чешуйки. То есть каждое последующее звено накрывает место крепления предыдущего. Лемех и черепицу кладут снизу-вверх, т.к. с них должен соскальзывать (сверху-вниз) дождь и снег, чешуя у рыб "выкладывается" от хвоста к голове — чтобы вода обтекала тело при движении вперёд. С доспехами всё сложнее — есть 2 вида чешуи. Для пеших воинов чешуйки (или плитки) пришивали снизу-вверх, чтобы соскальзывал меч или копьё при ударе вниз. А для всадников наоборот — пришивали сверху-вниз, чтобы копьё пехотинца соскальзывало вверх. Подробности тут. Чешуйки как бы причёсаны набегающим потоком... Не обделены чешуёй и танки, обвешиваемые антикумулятивными пластинами, так похожими на перкусионные инструменты вроде металлофона. ;-)



Обязательно прослушайте и обратите внимание на строение музыкальной композиции барабанщиков Safri Duo "Samb Adagio" — на медленном "классическом" степном просторе начала песни (как на самой первой фотографии Кижского погоста в начале этого урока) начинают громоздиться, обгоняя друг друга ("пересекаясь" в визуально-художественных терминах), две горки перкуссии... Музыка вся выстроена только на ритме, разнообразно повторяющихся фрагментах (ударах), есть "большие обьёмы" — медленно-разворачивающаяся основная тема, есть фразы-объёмы поменьше, и есть совсем короткие слова-сбивки. Вложенность, ступенчатость, ярусность уровней (как принято говорить в архитектуре) объёмов из маленьких мозаичных плиток очевидна... Надеюсь, теперь аналогия и заголовок урока вопросов не вызывают. ;-)

Итак, от лирики — к делу, вот цепочка овладения инструментом 7 урока:

  1. Возьмите или придумайте какой-нибудь корявый (природного происхождения) асимметричный объём, например, неровную картофелину с буграми или хорошо помятый кусок пластилина. Это будет сложное цельное "тело", которое мы дальше начнём бить на мелкие составляющие. Нарисуйте его в паре ракурсов. Или сфотографируйте.
  2. Выделите несколько крупных пересекающихся простых объёмов (сфер, эллипсоидов и т.п.), из которых оно состоит. Представьте, что сначала было несколько простых форм, которые позже срослись в эту картофелину. Нарисуйте их. Получилось построение предыдущей сложной формы.
  3. Усложните форму (рисуя в том же ракурсе) разбивая её так, чтобы те же сложные объёмы получались за счёт навешенных пластин, чешуи. Должно быть чётко видно три уровня вложенности. Первый — "плотно-сбитая" общая форма "картофелины". Второй — несколько чуть меньших "холмов", сфер на ней. Состоящих из чешуек, пластин - третьего уровня. Общий характер этой абстрактной формы должен быть рваным, ступенчатым, но "собранным", как картинки в уроке выше. Чешуя должна быть "причёсана" в одном направлении (к примеру назад вдоль оси "картофелины").
  4. Сделайте из неё автомобиль или скорее даже просто болид, — по бокам формы добавьте отдельно стоящие (кто чувствует в себе силы — встроенные) 4 колеса.В качестве ещё более сложной задачи можно продумать как будут открываться двери и даже рискнуть "причесать" пластины в обратную сторону (навстречу набегающему потоку).

Выполнив 7 урок Вы научились:

  • собирать и разбирать конструкторы по частям
  • видеть целое и концентрироваться на дробном
  • технологически выстраивать уровни, ритмические структуры



 

2 барабанщика практика



Обращаю Ваше внимание, что текст выше СКОПИРОВАН с сайта Cardesign.ru. Именно там я веду Открытые Уроки по промышленному дизайну. На данный момент в курсе планируется 8 уроков. Занятия здесь ТОЛЬКО ДУБЛИРУЮТСЯ, интерактивно участвовать в них можно только на www.cardesign.ru.

 



****************************************************************************************************

Copyright © by   i  l  y  a  M  e  l  e  k  h  o  v

****************************************************************************************************


X