BMW flames surfaces
или
баварские винты

07.11.2006 ©  М е л е х о в  и л ь Я
06.01.2007 ©бновлено
11.09.2007 ©бновлено
содержание

 



 

времена года (ассоциативный подход)

Раньше я заслуженно умалчивал о баварцах, т.к. в XX-м веке автомобили младших серий получали из люксового старшего брата-седана с помощью самого примитивного компьютерного инструмента "лупа" (масштабированием). Но в новом веке концерн свернул на другой - любимый мною путь "разумного" дизайна. Поэтому пришло время раскрыть секреты их кузовной пластики. Вообще-то гораздо легче создавать стиль с нуля, чем попытаться обновить его, сохранив семейственность. Именно этим свойством и силён европейский дизайн. В других статьях я намекал и обращал внимание на бОльшие перспективы такого дизайна при разработке фирменного стиля. При таком подходе дизайн не случаен, целенаправлен, его можно не только прИдумать, но и прОдумать. Чем я сейчас и займусь.

Героев надо знать в лицо или хотя бы по фамилии, - поэтому я решил добавить имена дизайнеров, чьи идеи лежат в основе стиля, - то, что по-английски называют "was penned by..." (от слова pen - перо, ручка). Конечно, для того, чтобы стилевая преемственность (семейственность, бренд-идентичность) не пропадала, за ней следят главные идеологи - шеф-дизайнеры. Ранее (с 1992 года) это был Крис Бэнгл (Chris Bangle), а с 2005 года - и Эдриан Ван Хоойдонк (Adrian van Hooydonk). Их работа присутствует в каждой модели. Они иногда лучше, иногда хуже "собирают" всю марку. Но даже, несмотря на то, что серийные автомобили - всегда работа команды, людей, которые выиграли внутреннее соревнование на лучшую идею для серии на тот момент, надо знать по-фамильно. Кстати, на BMW не принято прятать имена дизайнеров, и именно авторов заставляют рисовать пару официальных эскизов к презентации (уже по изготовленнному кузову), т.е. их имена всегда можно подсмотреть по подписям на рисунках.

11 сентября 2007-го года в 8-30...9-00 по центрально европейскому времени на пресс-конфренции BMW на франкфуртском салоне официально представлен концепт Х6 нового класса SAC (Sport Activity Coupe). От серийной машины этот концепт собирается отличаться только наличием оконных рамок, светодиодами (CELIS LED tubes) в задних фонарях и обычными Х5-зеркалами... Думая над дизайном Х6 на концептуальной стадии, в BMW закладывали идею того, что кроссовер должен гармонично смотреться во всех 4 временах года (термин дизайнворкский). Поэтому с самого начала закладывались цветовые сочетания-пары экстерьер/интерьер:

  • пустыня - насыщенный золотой, оранжевый и бронзовый кузов с интерьером в песочно-бежевых или золотисто-оранжевых тонах, отделка полос - светлое или тёмное дерево и бронза;
  • лёд - холодный белый и светло-голубые краски кузова в сочетании с прозрачными и белыми элементами (типа ipod), а также белая и холодно-голубая кожа;
  • вода - насыщенная морская сине-зелёная цветовая гамма с таким же морским интерьером;
  • осень - создают различные сочетания глубоких красных оттенков;
  • облако - палитра из чёрных, серых и серебристых цветов.
  • То есть комбинации цветов и отделок концептуально отсылают к разным стихиям. А это уже мой любимый ассоциативный подход к дизайн-проектированию.

     

    эстетический спектр (Chris Bangle)

    Традиционно, автомобили БиЭмДабблЮ, даже если убрать фирменные "ноздри", безошибочно узнаются благодаря трём характерным чертам - это пропорции, изгиб Хофмайстера, и фары, смотрящие исподлобья (усечённым сверху хордой глазом). Фирменные черты были очень подробно обдуманы дизайнерами прошлого века. Пропорции - это основное, по ним мы узнаём любой предмет издалека и мгновенно идентифицируем его. А пропорции BMW очень отточенны. Можно провести эксперимент - профили (абрисы) моделей бэх разных лет сделать одинаковой длины, потусовать их и сравнить. Всё равно мы узнаем среди них тройки, пятёрки и семёрки. И даже нормальные люди, не увлекающиеся автомобилями или предсказаниями, смогут разложить такую колоду на три кучки... Есть повод подумать. Запомним этот хороший приём: новый автомобиль начинайте рисовать с общих пропорций.

    Тут следует оговориться и привести цифры реальности, на которые не может влиять дизайнер, включая побочные "раскрутку" и имидж лэйбла на рынке. Время разработки автомобиля - не менее 3-х лет, потом он продаётся лет 7, на 4-м году официальной жизни модели в хороших фирмах ей делают подтяжку - фэйслифтинг, рестайлинг. То есть для дизайнера в таких условиях есть два пути (оба сложных). Либо быть дальновидным предтечей, пророком сроком на десяток лет, либо задавать тон, моду самому. Что тоже требует определённого уровня профессионализма и уверенности. Например в 1959 году на виде сбоку такую уверенную линию провёл г-н Вильгельм Хофмайстер, чем и увековечил своё имя и свой изгиб на всех последующих кузовах BMW. Ну а про фары поговорим позже.

    По словам Криса Бэнгла (Chris Bangle, шеф-дизайнер BMW Group), к рубежу веков BMW подошёл вооружившись новой долголетней стратегией дизайна. Дизайн-центр разработал так называемый общий эстетический спектр. Т.е. в новом (21) веке художественные решения, композиции разных модельных рядов не должны были повторяться, как раньше. Слово "общий" тоже важно. Кузова по внешней пластике должны были составлять ряд (спектр), - чтобы их можно было бы расположить в порядке нарастания спортивности или солидности. И сделано это было суперуспешно благодаря двум ярким крайностям этой эмоциональной линии - концептам - Z9 с его "скульптурной" формой на одном конце и Z4 со своей "неформальной спортивностью" на другой (и снова выражения не мои, а бэнгловские). Шанхайская же премьера 2007 года класса Gran Turismo представила нам концепт CS и очередной термин "динамическое растяжение" в применении к новому luxury стилю BMW.



     

    скульптурный дизайн [Z9 1999] Adrian van Hooydonk

    Если Вы сомневаетесь, что когда-нибудь видели шедевр автомобильного дизайна, то обратите внимание на Z9. Показанное в 1999 году концептуальное купе является отличным идееносителем целого вороха новых идей и течений. Как минимум на десять лет оно определило внешний фирменный облик BMW. И повлияло на многие другие марки. Даже если не брать отдельные детали, линии, проведённые на объёме, видно, что сам объём, форма кузова сделаны талантливо. Сейчас я вам это докажу. Для простоты восприятия баварских секретов, хорошо было бы выкрасить весь автомобиль одним цветом, например матовым белым, и рассматривать его только как скульптуру, безотносительно к стилю.

    Скульптурным дизайном на BMW называют форму, которая под различными ракурсами выглядит по-разному. Для симметричных объёмов это должно означать несоответствие, сильное изменение между профилями по центру и на углах. Именно такие поверхности имеет купе Z9. Что хорошо заметно сзади: на углах линии задних крыльев спадают, объём выпуклый, а по центру имеется "хвост", объём вогнутый. Тот же спецэффект при ракурсах спереди - кажется, что свесов нет, видны колёсные арки, а на самом деле есть, они заметны при обходе автомобиля. Некоторые плавные поверхности, например часть переднего крыла над колесом, видны только в определённых ракурсах. На фотке в правой части мы можем оценить форму, профиль крыла над колесом, хотя то же самое место над ближним к нам колесом (в левой части фотографии) из-за вогнутости поверхности не читается. На этом месте обычно не бывает бликов, они туда не доходят, и форма крыла во всех других ракурсах остаётся тайной. Это чистый секрет.

    Другое замечательное место - это разъём капота. Он не виден со всех ракурсов, кроме спереди, т.к. спрятан в канавку. Но даже спереди прямая линия разъёма, пересекающего канавку, даёт мозгу информацию, будто канавки-то нет. Будто поверхность единая, и на ней даже линия щели ложится прямо. Гениальное решение! Если Вы захотите создать ощущение, что поверхность прямая, - пустите по ней прямой разъём, если необходимо ощущение гнутости - пусть все разъёмы в этом месте поворачивают. Если поверхности над и под разъёмом идут одинаково, то можно добиться плавного перехода бликов и полного ощущения единой формы. Посмотрите другие фотографии Z9 - и Вы понимаете, что ничего не понимаете... как выглядят поверхности - выпуклые они или вогнутые - ничего не понятно. Понятно только, что делал официальные фотки тоже мастер своего дела. Профессионал.

     

    грань на капоте [3er рестайлинг 2002 ... 2004] Erik Goplen


    Грани на капоте, идущие в углы ноздрей, как и форму самих ноздрей с Z9 сразу же применили при лёгком обновлении 3-ей серии в 2002 году. Вертикальные перемычки между ноздрями и фарами стали намного изящнее и заметно спортивнее, чем в прежнем "прямоугольном" решении. К тому же такие округлые линии лучше сочетаются с круглыми же нижними линиями фар. На фотографии в левой части видно, как по капоту идут блики. Там, где горизонтальная линия блика над фарой начинает выворачиваться вверх, начинается радиус перехода в грань. Сам же капот, судя по блику, почти плоский. Отражения очень много могут рассказать о форме поверхности. Рисуя их, "ломать" эти линии бликов надо там, где поверхность меняется.

    Ещё один дотошный пример. В отличие от Z9, на котором грани с капота продолжаются (и объединяются) на решётках ноздрей, на всех серийных машинах грани дальше ободков ноздрей не пускают. Также и на 3-ей серии. Интересно, что несмотря на то, что на Z9 (и вообще на всех BMW) грань пересекает ноздри, на "переносице" её нету. Иначе бы на ней был бы перепад светотени, блик. Посмотрите все другие фотографии - везде это место плавно оттеняется, на нём нет угла. Получается, что выгибаясь, переносица продолжает поверхность капота. А значит, и центральные части обеих ноздрей у переносицы выступают вперёд (что хорошо видно ниже на фотках 1-ой серии). Т.е. в виде сбоку ноздри не плоские. В общем-то мелочь, но как всё продумано.

    На такие мелочи стоит обращать внимание, если Вы собираетесь выстраивать 3D-поверхность автомобиля или делать пластилиновый макет. Все современные немецкие машины имеют сейчас фальшрадиаторные решётки с такими "кривыми" поверхностями, просто они не заметны, - ведь это решётки. На примере BMW это место заметнее, так как радиатор разделён пополам переносицей, продолжающей капот. Если бы решётки были бы сплошными, да ещё под цвет машины, то боковые части капотных граней пришлось бы куда-то "красиво выводить". Это удобный пластический приём. Ради красоты сделал грань где хочется, а там, где не знаешь, что с ней делать дальше, провёл разъём и отрезал всё оставшееся. Или тут же устроил решётку. 8-)

     

    заглаженная тяжесть [7er 2002 ... 2006] Adrian van Hooydonk



    Первый официальный автомобиль нового стиля BMW - это 7-ая серия 2002-го года. Отзывы на Z9 были исключительно положительные. Можно было не бояться. Хоть риск с новым дизайном и был приличный, но автомобили этого класса покупают не столько из-за дизайна, сколько из-за имиджевого веса марки. Поэтому "весомые" марки сами воспитывают покупателей. Тем более, конкурент - Mercedes S-класса (W220, 1998 г.) оказался внешне "лёгким" и тяжёлый дизайн освободился специально для BMW. В результате сильно увеличили размеры машины и утяжелили дизайн. Получилось что-то среднее между концептом и увеличенной машиной предыдущего поколения.

    Главная недоделанность в седьмой серии, не упоминая про разъём багажника, - в передних фарах. После презентации машины то, что фары излишне статичны, поняли все. Вся машина более равнодушная, а они - концептуальные, в техно-стиле. Идея дизайнеров была в том, что верхняя (узкая) поверхность бампера как бы продолжается внутри фар. Об этом говорит и нижняя линия контура фары на крыле, если посмотреть сбоку. Но поверхность стекла фары оказалась слишком круглой, просто какой-то лэнд-круизеровский тяжёлый лоб. Из-за этой круглости, поверхность бликует (хорошо видно на фотке спереди), - стекло недостаточно просвечивает; и ощущения, что наклонная полоса уходит вверх - внутрь фары нету. Можно было бы поддержать классную идею, сделав внутри фар блестящую наклонную поверхность (в которой бы находились цилиндры оптики) в продолжение верхней поверхности бампера. И эффект бы заработал...

    Но, к сожалению, испугавшись отзывов клиентов, второго шанса этой композиции не дали. Тяжёлый дизайн не стали облегчать логичными решениями, просто закруглили существующую светотехнику. И спереди, и сзади фары отретушированной 7-ки - какие-то мерседесовские леденцы. Само по себе это не плохо, когда всё остальное выполнено в том же стиле. Здесь же взяли наковальню и вместо того, чтобы облегчить её летящими гранями, замылили углы. Конечно, в глазах покупателей, машина стала миролюбивее и спокойнее. И, наверное, нравится бОльшему числу потенциальных владельцев. И безразличнее. А ведь такие меры прибавляют имиджу не спортивности, а валкости. Дизайнерские находки Z9 просто удалили, не дав им заиграть в полную силу. Жаль.

     

    свой среди чужих, чужой среди своих [5er 2004 ... Lexus GS 2005] Davide Arcangeli


    При взгляде на современную пятёрку, хочется воскликнуть: "Уж не засланный ли к немцам пЕжон рисовал фары? Задние фонари - точняк результат его подпольной деятельности". Появившись в 2004 году, эта модель разочаровала многих поклонников классических БиЭмДабблЮ своим видом. А ведь на рисунках она была намного "скульптурнее", жёстче и ближе к седьмой серии. Но в процессе "делания" почему-то потеряла мужскую брутальность и совсем расплылась. И даже языки пламени (вытащенные наружу грани) не спасают. Лично мне не дают спать два мутных вопроса. 1) Внешний угол-проштамповка на капоте (которая то ли есть, то ли нет) идёт от краёв ноздрей в... никуда! Активный элемент "повис", - так делать нельзя. Ведь эти штрихи вообще можно было не проводить. К тому же они параллельно (эквидистантно) дублируют "нормальные" углы. 2) Если полоса поворотников на фарах сверху, то что такое висит под ней снизу, где у остальных машин поворотник? Почему край глаза так вздуло, неужели нельзя было ограничиться просто верхней полоской?

    Ответов нет. Зато свято место пусто не бывает, и стиль коцепта 1999-го года очень удачно развили и довели до серийной машины... тойотовцы. Их Lexus GS в 2005 году произвёл фурор на рынке, оказавшись намного красивее конкурентов. Его капотные углы не делают сложных плохочитаемых изгибов, а просто уходят в лобовое стекло (тоже вариант). Эти линии на капоте не параллельны внешним углам, а расширяются, что намного грамотнее. Переднее крыло над колесом у него на порядок гармоничнее пятёркиного. Посмотрите живую машину. Молодцы, ребята. И пропорции у них ближе к концепту-купе.

    К счастью, сейчас (2006 год) уже подошло время для обновления, рестайлинга 5-ой серии. Партизана, скорее всего, давно вычислили и он будет с позором выведен из числа дизайнеров... А если серьёзно, то я думаю, что 5-ой серии вернут более тяжёлый и технологичный - изначально семёрочный имидж. Логично было бы "ужесточить", поделить каждую семёрочную фару на две - полоску поворотника отдельно, а сам "глаз" отдельно (почему - читайте в следующем абзаце). А так как саму семёрку закруглили-зализали, и в эстетическом спектре она уже не на скульптурном краю, то её скульптурное место освободилось для 5-ой серии. А покупатель, приученный к дороговизне 7-ого стиля, с радостью бросится на 5-ку в этом ключе. Ждём и проверяем мои предсказания 8-).

    К сожалению, всё, что я написал в абзацах выше год назад, оказалось не шуткой (придуманной, почувствованной мною), а правдой - даже какой-то злой. Ведь создатель пятёркиного стиля Davide Arcangeli действительно работал в Peugeot. Более того, он делал одну из самых их красивых машин - 406 Coupe. "К сожалению" - потому, что во время проекта 5-ой серии в ноябре 2004-го года Дэвид умер, причём так и не увидев свою пятёрку в металле... Светлая память.

     

    прямая линия [Z9 1999 ... 6er 2004 ... 2007] Adrian van Hooydonk



    Наконец-то всем, в том числе традиционному руководству концернов, стало понятно, что Z9 - это шедевр. И надо копировать его, не портя. Естественно, в купе. Появилась 6-ая серия - изысканная машина во многих смыслах. В отличие от 7-ой серии, решения концепта по задней части не нужно было адаптировать к пропорциям седана, - поэтому выглядят они намного чище. Если не принимать во внимание намеченную спереди линию бампера, то решения точь-в-точь концептные. Также здорово спрятан разъём капота, и хотя фары стали немного шире и из-за этого придвинулись к ноздрям, все углы функционально оправданы. Линии активны и красиво напряжены. Даже по фотографии можно отметить, что "урок пятёрки" не прошёл даром, и гранёность, пластика воспринимается чётче. Посмотрите на разъём капот-бампер, место над верхним внешним углом ноздрей, где проходит угол.

    Углы поверхностей спереди на самом деле чуть искусственно акцентированы. По идее, они должны были выпрямиться в щель-линию, что должно напоминать спортивные BMW Брака с интегрированной панелью передка-бампера. На капоте же углы получились не просто пересечением поверхностей. Они специально "вытащены" вверх, такие, своего рода, защипы, и линия сгиба остается заметна. Вся хитрость в том, что на машине 6-ой серии, пересекающий капот горизонтальный разъём привлекает больше внимания, чем защипы. Создаётся иллюзия, будто разъём прямой. Если уж с ракурса фотографии (сидя на корточках перед машиной) эта щель выглядит прямой, то с большинства ракурсов с высоты человеческих глаз и подавно. Ведь углы на капоте станут более перпендикулярными к взгляду, и пересекающая их линия выпрямится! Кладём и этот профессиональный приём к себе в арсенал.

    Разглядывая машину живьём, я заметил-таки одно странное место. Фару на шестёрке баварцы "утопили" внутрь поверхности передка, - на Z9 они были заподлицо. А бровь поворотника осталась на поверхности. Если на концепте разъём (да, да, опять он!) крыло-капот продолжает делить и фару-бампер, то на 6-ке в этом месте (из-за ступеньки фара-поворотник) фару обрамляет ободок-стенка - вертикальная полоска пластмассы бампера. Лучше было бы вытащить туда стекло поворотника. Вживую видна толщина, узкая полоска немного торчит, хотя видно, что этим местом занимались, и всё тщательно пригнано, все зазоры - мм. Но это я уже придираюсь, ведь хитрющая горизонтальная щель всё равно отвлекает на себя всё внимание. Такую прекрасную черту-примету баварцы освоили годом раньше, делая Z4.

     

    динамическое растяжение [Z8 2000 ... CS (8) 2007 ... 7er 2008] Karim Antoine Habib



    Заново открывая для себя класс люксовых автомобилей Gran Turismo, BMW на Шанхайском (!) автосалоне в апреле 2007-го года представил 4-х дверный концепт под названием CS. Сами баварцы так и не определились, купе это или седан, что и отражено в названии Coupe-Sedan (CS). Зато они сделали плавно-спадающую линию крыши, - решение, зрительно вытягивающее длину и без того не короткого (5,1м) автомобиля. И даже придумали очередной свой термин для таких вытянутых силуэтов, называя их динамически растянутыми. Это исключительно имиджевая машина. Она призвана закрепить BMW как производителя особо качественных седанов, и тот факт, что не успели с концептом к Женевскому автосалону (март), не стали суетиться и устроили презентацию в Азии, - только подчёркивает качественную задачу этого болида, равно как и случайно обозначает стратегическую важность быстрорастущего рынка сбыта.

    Политика. Очевидно, что сделанный на новой 7-ой платформе концепт (т.е. в традиционной классификации BMW просто 8er), готовит место и отрабатывает решения для нового дизайна 7-ой серии, презентация которой запланирована на 2009 год. Ну что же, команду Бэнгла можно поздравить, - отзывы исключительно положительные (особенно среди "эгоистичной" части будущих покупателей). Могу с уверенностью заявить, что новая семёрка кроме Bangle's Butt также будет динамически растянутой. Т.е. крыша будет плавнее переходить в багажник, как бы "сливаясь". Хорошо бы, чтобы и сроки подготовки 7er также динамически не растянулись, как и сроки обновления 5er (E60). Которую теперь уже планируют выпускать в нынешнем виде (с новыми рестайлинговыми бамперами) аж до 2010 (!) года. Видимо, в 2009 году будет нанесено сразу 2 жёстких динамичных удара в 2х автомобильных классах. Да и минивэн на базе 5-ки ждём динамически-растянутый. Сделав CS, дизайнер Karim Antoine Habib получил бланш на разработку новой 7-ки.

    Теперь о дизайне. Кроме общего спадающего назад силуэта интересен и профиль передка. Ноздри опять получили отрицательный наклон. За счёт этого решения зрительно увеличивается длина длинного капота, возрастает агрессивность и спортивность характера. Капот более плоский, подобен натянутому полотнищу. Спереди это строгое полотнище натягивается на мягкую (по пластике) плосковатую деталь - бампер - словно на ферму сотовой структуры по форме напоминающую . Визуальному восприятию этих поверхностей именно как бы как из рамных профилей, структуры, способствуют и введённые грани. "Огранка" этих профилей, углы зрительно делают узкие полосы поверхностей более "уверенными". А их общая "сплюснутость" словно произошла из-за набегающего потока воздуха, подчёркивая скорость и динамизм. Так что если говорить не о продольно обтекаемых поверхностях кузова, а о поперечных потоку (переде), то тут можно ввести термин динамической сплюснутости. Кстати, только что выше, говоря о 6-ой серии, мы сталкивались с "распрямлёнными" (сплюснутыми) углами. И этим пластическим приёмом "защипов" мы уже владеем.



     

    неформальная спортивность [X-Coupe 2001 ... Z4 2003] Anders Warming



    Концептуальное купе X-Coupe должно было символизировать вторую грань эстетической линии. Однако, разглядеть новшества было очень трудно, и, несмотря на то, что вся работа "по придумыванию" новых пластических идей была проведена к 2001-му году, облагородить линии Anders Warming смог тремя годами позже в Z4. Главная красота несравненного Z4 - это не столько вышеописанная прямая линия спереди, на которую "нанизаны" фары. Кстати, чтобы визуально подчеркнуть эту линию, а не противоречить ей, нижние передние углы фар чуть "приподняли"; и спереди родстер обрёл очарование, сравнимое с аудишным тэтэшным добрым выражением морды. Сзади вот с Z4 творится что-то просто страшное (я боюсь это даже обсуждать). Так вот, главная красота несравненного Z4 - это винтовые поверхности на передних крыльях. Так называемые "неформально спортивные" flame surfaces.

    Винт (винтовая поверхность, геом.) - поверхность, описываемая линией (образующей), которая перемещается поступательно вдоль неподвижной оси и одновременно вращается вокруг этой оси. Линейчатые винтовые поверхности бывают развёртывающиеся, совмещаемые всеми своими точками с плоскостью без разрывов и складок, и неразвёртывающиеся, которые нельзя совместить с плоскостью без наложения граней или искажения - вытяжки. Про виды винтовых поверхностей и развёртки умные почитают в учебниках начертательной геометрии тут и тут (или тут), нам же интересно, что боковая поверхность-лента, переходящая с боковины Z4 на перед капота, и есть тот самый винт. Развёртки важны и технологам, берущимся листово-штамповать-вытягивать наши дизайны...

    Для наглядности я на скорую руку смоделил такие винты. Для того, чтобы винтам было где "развернуться", нужно пространство, место, поэтому привычный край крыло-капот смещается в тело капота, ближе к центру. И спереди разъёмы поднимаются всё выше, переносятся с углов в тело поверхностей, бампера интегрируются. Это общая тенденция, о ней я уже рассказывал тут. Обратите внимание, что на нижнем правом рисунке нащупана точка зрения, с которой блик выворачивается вперёд обоими концами. Такой замечательный ракурс есть и на реальной машине. Блики важны для тех из нас, кто собирается рисовать винты на машинах. Вооружённые же трёхмерными инструментами могут скачать мой файл поверхности в формате .IGES и повертеть её в своих виртуальных руках. Во втором, скрытом слое, осталось построение формы, начинал я с обычной невинтовой формы.

     

    первые плоды [CS1 2002 ... 1er 2004 ... 2007] Chris Chapman




    Как это часто бывает с новым классом, дизайнерам на фирмах дают "свободы" и позволяют сделать новую серию такой, как "накопилось". Так и произошло с компактным классом. Укороченные версии трёшек, которые на фирме начали напиливать из нормальных седанов с 1991-го года, выявили большую ёмкость рынка в этом секторе. В 2002 году сделали родстер-концепт CS1, на котором проверили сразу две идеи. Во-первых, представили новый класс покупателям. Во-вторых, на маленьком родстере отрабатывались решения Z4, который появился годом позже сразу готовой к выпуску моделью. Из-за всего этого нервного напряжения малыш немного насупился. Ноздри получили обратный наклон, устаревший ещё в прошлом веке и пригодный разве что мустангам. Линия стыковки бампер-крыло почему-то сломалась. Но главные винты на крыльях получились отличные, и если бы не странный маскирующий безвкусный цвет кузова, все были бы поражены бликам на них.

    Все эти детские болезни, как положено, исчезли в официальной версии 1-ой серии. Вообще, процесс облагораживания можно сравнить с рестайлингом 7-ой серии, описанным выше. Сравните. Передние углы фар заострили вниз. Ноздри тоже приобрели углы, диагональную динамику, в результате чего композиционно они стали составлять пару (этот приём также может пригодиться нам в работе), а не так как раньше - "каждый за себя и тянет внимание в свою сторону". Решения по лицу стали динамичнее, спортивнее, легче. Но, в отличие от изначально зализанной семёрки, малыш 1 остался более геометричным, гранёным. И в этом заслуга неформальных винтов. Если бы они были на семёрке, она бы полегчала, но тогда бы не получилось одного конца "эстетического спектра", что очень бы расстроило нас. Впрочем, он и сейчас на 7-ке немного размылся.

    Возвращаемся к малышу 1. Машина инкредибли удачная, цельная. Пожалуй, из нынешней гаммы BMW малыш 1 мне нравится больше всех. Вместе с 6-кой он красив не только спереди, сбоку, но и сзади. Остальные модели сзади не блещут. Конечно, можно было бы и его улучшить. Контур задних фонарей и разъём задний бампер - заднее крыло сильно скрадывают кромку задней поверхности, расположенную на фонаре. На самом деле, если бы фонарь был бы под цвет кузова, все бы увидели красоту этой грани. Т.е. форму границ фонаря надо ещё искать. А можно было выделить поверхность цветами стёкол. Даже на фотографии нужного ракурса линия плохо читается - посмотрите реальную машину. Про секреты размытия стыков поверхностей на гранях и расположение светотехники на углах объёмов я писал тут и разбирал подробно тут. Приятно сошлюсь на самого себя. 8-)

     

    разгранённая многоэтажность [xActivity (X3) 2002 ... X5, X6 2007] Geoff Velasco ... Pierre Leclercq




    Многоэтажную тракторную инициативу, начатую слегка сплавленным прямоугольным наворотом концепта 2002-го года xActivity (X3), Geoff Velasco, в новом веке подхватил Pierre Leclercq. Если первый внедорожник BMW был весь одного (немного старомодного даже для 2002-го года стиля - на основе параллельных линий), то все Иксы Пьера теперь состоят из пластических слоёв. Он добавил в соответствии с духом нового времени граней на верхнем этаже. Других этажей на X5 новшества почти не коснулись. А вот на среднем этаже X6 (бампер) должна была расположиться сплюснутая сотовая ферма "Х" (подобно ещё одному концепту 2007-го года, на BMW теперь все "любят буквы Х", в пику single frame AUDI). Но Пьер изначально рисовал другой бампер, а этот "не его" (его бампер на гибриде). Поэтому ферма до конца не выявлена. Из-за этого дизайн получился не совсем цельным, - такое ощущение, что что-то не доделано, да и где-то на верхнем этаже. Этим страдал и его первенец X5. Видимо, Пьер не до конца осознаёт, что главная идея его проектов - пластическая самостоятельность слоёв-этажей, каждый из которых должен жить своим собственным характером. А ведь этот композиционный приём можно было проявить более явно.

    Несмотря на бОльшую гармоничность дизайна X6 по сравнению с X5, спереди есть и неуверенное место. Капот зрительно "провалился", опустился ниже, чем должно быть, - он даже подмял края фар. И хотя грани на капоте стали более глубокими и чёткими, а спицы в ноздрях повернулись (что грамотно), сам капот кажется глубже посаженным, вмятым. Эта линия (нижний край капота) как мы поняли выше, вообще плавает из-за открывания/закрывания капота... Визуальный эффект можно убрать если сделать рамку вокруг радиатора (ноздрей) разной ширины. Снизу можно было бы провести линию значительно толще, чем по бокам, - и артефакт бы пропал. А сейчас кажется, что щель снизу - это просто не до конца закрытый капот. Эффект на машине X5 меньше бросается в глаза, из-за цветового деления бампер/капот. Гнутая линия как бы "выстраивает" нижний край капота на место. На X6 плохо ещё то, что симметричная капоту проштамповка на бампере (выгнутая вверх) точно такой же ширины, как и капотная. Она с ней спорит. Симметрия тут не нужна, надо было делать шире и выводить толщину полосы в боковые дыры (где противотуманки). Справедливости ради стоит отметить, что неудачная линия не глубокая, почти плоская, не явная и к тому же скрыта номерным знаком.

    Теперь обратим особое внимание на форму фар. Посмотрите на ту часть, над которой нависает капот. В этом месте, из-за открывания капота и требования его регулировки, нужна щель большего размера, чем при простой стыковке неподвижных частей кузова. В результате более узкая щель вокруг глаз (фар), переходя в разъём капота должна стать больше. Причём сразу, ступенькообразно - smoothstep. Есть два варианта как это может быть: должна совпадать (быть одной линией без переломов) верхняя или нижняя линия щели. В данном случае выбрана верхняя. Поэтому ступенька - на нижней детали, т.е. на фаре сверху. Такие проблемы давно мешают дизайнерам, и например на VW и AUDI часто просто "напускают" тонкий слой металла капота поверх стекла фар. Тогда фара как бы накрыта поверх листом металла, что смотрится не очень чисто (на 5-ом Golf, как и на маленьких AUDI, верхняя часть фар некрасиво уходит под капот, словно капот "сполз"). Щель ещё больше увеличивается на разъёмах НЕ перпендикулярных направлению открывания деталей. Избегайте при дизайне таких мест.

     

    два в одном [3er 2005 ... 2006] Joji Nagashima ... Marc Michael Markefka


    Ну и наконец, к 2005-му году появился кузов, сочетающий в себе оба винтовых направления - и скульптурность Z9 и пламенные языки Z4. Это серединка эстетического спектра, ей позволено быть любой. Это третья серия. Как и ожидалось, с передом не подкачали. Он уже выиграл несколько дизайнерских наград и продолжает это делать. Рассмотрим внимательно. Самое удивительное, пропорции предыдущей тройки очень чувствуются. Даже в размере фар, несмотря на другую форму. Спортивные винты есть не только на крыльях, но и на боковой поверхности капота. В то же время и продольная грань на винте хорошо прочитывается. Это очень украшает форму! Разъём капота спрятан, не светится, форма следует за содержанием, как любят выражаться европейские дизайнеры.

    Прямая линия и ноздри позаимствованы с красавца Z9. Без повода ни одна линия не ломается. Спереди. Капот кажется плоским, что зрительно расширяет машину, но это обман - боковые грани, как стрелки, чуть вздёрнуты, акцентированы, но очень мягко, профессионально. Этот приём у нас уже в кармане. Как у всех автомобилей сейчас, поверхность капота выливается на бампер, разделяя его на три части. Так модно. Скоро даже мерседесы все такими станут. Но на 3-ке такое решение выглядит вполне естественным. Всё, что я могу сказать о настоящей 3-ей серии - передок очень гармоничен. Ну, Вы меня поняли...

    А тут ещё и купе и родстер 3-ей серии в этом году сделали. Супервинты с боковин перехлестнулись и на бампер, и даже обьединились (под номерным знаком). Обманно не плоский капот сохранили. Обратите внимание на выгнутость грани на капоте на тройках - на одной вверх, на другой вбок. Всего-то, а как всё меняется! Не плохо, не плохо. Привели в порядок куски бампера - их утопили, а не выдвинули, как годом раньше. Теперь хоть есть ощущение (моя любимая категория), что бампер цельный, обьединён, просто поверх наплыл капот. Нижняя линия фар на 3-ем родстере подчёркивает верхнюю, более композионно важную линию, упираясь в неё. А не спорит с ней, не пытается стать такой же главной, - главных должно быть мало.

    Да, забыл про ещё одну примету. На всех BMW, кроме 6-ки, фары и ноздри оформляют одинаково - или всех их оставляют на поверхности, или всех четырёх утапливают внутрь. Вернитесь в начало статьи и проследите за этим. Весьма показательно. Как я уже предсказал, - считаю, что такому однозначному единообразию скоро придёт конец. И часть фары (поворотник-бровь) будет заподлицо, а сам глаз притопят. Тут может быть много решений, т.к. количество элементов лица, с которыми можно играть, увеличивается. Это был последний секрет этой статьи.



     

    нет ничему непонятному

    Подведём итоги. Классический стиль BMW - это пропорции, короткий задний свес, дедушкины брови, хофмайстерский изгиб (стойка С). Плюс дизайны нового тысячелетия: винты flame surfaces - динамичное сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей, и скульптурные винты, разворачивающиеся из вогнутого в выпуклое состояние. Если честно, такой же скульптурный обманщик и мой любимый Mercedes CLS, у него винтовые поверхности сзади. По-моему, я не плохо всё это рассмотрел и даже сделал предсказания. Как видно, в дизайне БиЭмДабблЮ нет ничего непонятного, - "так и я могу". Но только если за моей спиной будет стоять длинная очередь, группа поддержки из ТЕХНОЛОГОВ BMW. Мастеров штамповать металл под острыми углами, тянуть его. Мастеров гнуть радиус 2 мм. Они - главные в мире автомобильного дизайна.

    А нам остаётся только хорошо делать своё дело. Искать и находить формы, рисовать, чувствовать, рисовать опять. Тот же Бэнгл отмечает, что "важно не сбиваться на смешение стилей, когда берётся всего понемногу, а следовать своему собственному стилю". Приятно, что он мне поддакивает, для меня ЧИСТОТА ОЩУЩЕНИЙ всегда первична. Правильность подхода эстетического спектра подтверждается успешностью реализации. А конкретные линии и композиции легко вывести, построить, отрисовать, если есть приметы, такие как замеченные мной выше. Если все эти стилистические приёмы понятны дизайнеру, и лежат у него в голове разобранными по полочкам. Дальше - дело техники. Так что суть, ессенция БиЭмДабблЮ - сейчас перед Вашими глазами в броузере - вперёд, лабайте новые лёксусы!



     

    BMW production car designers

    platform code

    1 Series
    concept
    I gen E87
    E81
    E82
    E88
    II gen F20
    F21
    F22
    F23

    3 Series
    I gen E21
    II gen E30
    III gen E36/4
    E36/3
    E36/2
    E36/C
    E36/5
    IV gen E46/4
    E46/3
    E46/2
    E46/C
    E46/5
    V gen E90
    E91
    E92
    E93
    VI gen F30
     
    F31
    F32
    F33
    F34
    F35

    5 Series
    concept
    I gen E12
    II gen E28
    III gen E34
    IV gen E39
    E39/2
    V gen E60
     
    E61
    VI gen F07
    F10
    F18
    F11

    6 Series
    I gen E24
    concept
    II gen E63
    E64
    III gen F06
    F12
    F13

    7 Series
    I gen E23
    II gen E32
    III gen E38
    E38/2
    E38/3
    concept
    IV gen E65
    E66
    E67
    E68
    concept
    V gen F01
    F02
    F03
    F04

    8 Series
    I gen E31

    M
    concept
    I gen E26
    concept

    Z
    E30 E30
    E36/7 E36/7
    E52 E52
    I gen E85
    E86
    II gen E89

    X1
    I gen E84

    X3
    concept
    I gen E83
    II gen F25

    X5
    I gen E53
    II gen E70

    X6
    concept
    I gen E71
    E72

    other models
    E3 E3
    E9 E9
    concept
    prototype
    concept
    model
    concept
    concept
    concept

    body description exterior designer interior designer premiere start of production facelift end of production plant


    CS1 (Convertible Series 1) Chris Chapman Bruno Amatino 2002.01 - - - -
    1 Series 5dr (Hatchback) Chris Chapman Marc Gerard 2004.10 Paris 2004 June 2007 2010 Regensburg
    1 Series 3dr (Hatchback) 2007 March - 2010 Leipzig
    1 Series Coupe Marc Michael Markefka Daniel Starke 2007.06 2007 November 2010 2013 Regensburg
    1 Series Convertible 2007.09 2008 March 2010 2014
    1 Series 5dr (Hatchback) Nico Huet Daniel Mayer 2011.09 Frankfurt
    1 Series 3dr (Hatchback)
    1 Series Coupe 2012.06
    1 Series Convertible 2013.06


    3 Series Sedan Paul Bracq 1975 1975 1977 1983
    3 Series Baur Top-Convertible 1977 1977 - 1982
    3 Series Sedan 1982 1983 1988 1991
    3 Series Touring 1987 1988 - 1994
    3 Series Coupe 1982 1982 1988 1991
    3 Series Convertible 1985 1986 1988 1993
    3 Series Baur Top-Convertible 1982 1982 1988 1990
    3 Series Sedan Joji Nagashima 1990 1991 April 1995 1998 August
    3 Series Touring 1995 1995 March - 1999 May
    3 Series Coupe 1992 1992 April 1995 1999 May
    3 Series Convertible 1993 1994 May 1995 1999 November
    3 Series Compact 1994 1994 September 1995 2001 March
    3 Series Sedan Erik Goplen 1998 1998 September - 2005 January
    3 Series Touring 1999 1999 June - 2005 May
    3 Series Coupe 1999 1999 June 2003 2006
    3 Series Convertible 2000 1999 December 2003 2007
    3 Series Compact 2001 2001 April 2003 2004 December
    3 Series Sedan Joji Nagashima Matthias Hoffman 2005 2004 December 2008 2011 Leipzig, Munich, Regensburg, Rosslyn
    3 Series Touring 2005 2005 June 2008 2011 Munich
    3 Series Coupe Marc Michael Markefka 2006 2006 June 2010 January 2012 Regensburg
    3 Series Convertible 2007.01 Detroit 2006 December 2010 January 2013
    3 Series Sedan Christopher Weil Christian Bauer 2012.03 Geneva
    3 Series LWB Sedan 2012.04 Beijing
    3 Series Touring 2012.04
    3 Series Coupe 2013.07
    3 Series Convertible 2014 1Q
    3 Series Gran Turismo (5dr Hatchback) Christopher Weil 2013 3Q
    3 Series Gran Coupe (4dr Sedan) 2014 3Q


    2200ti Garmisch (Coupe) Marcello Gandini Marcello Gandini 1970 - - - (Bertone)
    5 Series Sedan Marcello Gandini 1972 Munich 1972 1976 July 1981
    5 Series Sedan 1980 1980 1983 1988
    5 Series Sedan Ercole Spada 1987 1987 1993 1995
    5 Series Touring 1991 1991 1993 1996
    5 Series Sedan Joji Nagashima 1995 1995 September 2000 2003 May
    5 Series Touring 1996 1996 November 2000 2003 December
    5 Series Sedan Davide Arcangeli Karim Antoine Habib 2003 June 2007 2009 Dingolfing
    5 Series LWB Sedan China
    5 Series Touring 2004 March 2007 2010 Dingolfing
    5 Series Gran Turismo (5dr Hatchback) Christopher Weil Oliver Heilmer 2009.03 Geneva 2009 2012 2016
    5 Series Sedan Jacek Froehlich 2009.11 Munich 2010 2013 2016
    5 Series LWB Sedan 2010.04 Beijing Shenyang (China)
    5 Series Touring Jean-Francois Huet 2010.03 Geneva


    6 Series Coupe Paul Bracq 1975 1975 1984 1989
    Z9 Convertible Adrian van Hooydonk 2000 - - - -
    6 Series Coupe Adrian van Hooydonk David Carp 2003.09 Frankfurt 2003 September 2007 2010 Dingolfing
    6 Series Convertible 2004 Detroit 2003 December 2007 2010
    6 Series Gran Coupe (4dr Sedan) Nader Faghihzadeh Christian Bauer 2010.04 Beijing
    6 Series Convertible 2010.11 LA Dingolfing
    6 Series Coupe 2010.10 Paris 2011.07


    7 Series Sedan Paul Bracq 1976 1976 - 1986
    7 Series Sedan Ercole Spada 1986 1986 1992 1994
    7 Series LWB Sedan 1987 1987 1992 1994
    7 Series Sedan Boyke Boyer 1994 1994 September 1997 2001
    7 Series LWB Sedan 1994 1994 September 1997 2001
    L7 (LLWB Sedan) 1997 1997 - 2001
    Z9 Gran Turismo (Coupe) Adrian van Hooydonk 1999.09 Frankfurt - - - -
    7 Series Sedan Adrian van Hooydonk Swantje Rossner 2001.09 Frankfurt 2001 November 2005 2008 Dingolfing
    7 Series LWB Sedan 2002 2002 March 2005 2008
    7 Series Protection Sedan 2005
    Hydrogen 7 (Sedan) 2006.11 LA 2006 December - 2008
    CS (4dr Coupe) Karim Antoine Habib Nadya Arnaout 2007.04 Shanghai - - - -
    7 Series Sedan Karim Antoine Habib Nader Faghihzadeh 2008.07 Moscow 2008 2011 2015 Dingolfing
    7 Series LWB Sedan 2008 2011 2015
    7 Series Protection Sedan
    7 Series ActiveHybrid (Sedan) Nordmann 2008.10 Paris 2015


    8 Series Coupe Klaus Kapitza 1989.09 Frankfurt 1989 1999 May


    Turbo (Coupe) Paul Bracq 1972 - - - -
    M1 (Coupe) Giorgetto Giugiaro Giorgetto Giugiaro 1978 Paris 1978 July 1981 February Torino, Stuttgart (Baur, contract)
    M1 Hommage (Coupe) Benoit Jacob 2008 - - - -


    Z1 Roadster Harm Lagaay 1988 1988 1991
    Z3 Roadster Joji Nagashima 1995 1995 November 2002 June Spartanburg
    Z3 Coupe Marcus Syring 1998 1998 2002 June Spartanburg
    Z8 Roadster Henrik Fisker 1999.09 Frankfurt 2000 Febriary - 2002 December
    Z4 Roadster Anders Warming Sieghart (?) 2002 2003 March 2006 2010 Spartanburg
    Z4 Coupe Thomas Peter Sycha 2005.09 Frankfurt 2006 April - 2010
    Z4 Roadster Juliane Blasi Nadya Arnaout 2009.01 Detroit 2009 2012 2016 Regensburg


    X1 Sports Activity Vehicle Richard Kim 2008.10 Paris 2009 2015 Leipzig


    X-Activity (SAV) Geoff Velasco 2002 - - - -
    X3 Sports Activity Vehicle Geoff Velasco 2003.01 Detroit 2003 September 2009 Graz (contract)
    X3 Sports Activity Vehicle Erik Goplen Ulrich Strohle 2010.10 Paris 2010 Spartanburg


    X5 Sports Activity Vehicle Chris Chapman 2000 1999 September 2003 2006 September Spartanburg
    X5 Sports Activity Vehicle Pierre Leclercq Oliver Heilmer 2006 2007 January 2013


    X-Coupe (SAC) Chris Chapman 2001.01 Detroit - - - -
    X6 Sports Activity Coupe Pierre Leclercq Oliver Heilmer 2007.09 Frankfurt 2008 May 2011 2014 Spartanburg
    X6 ActiveHybrid 2007.09 Frankfurt 2008 May 2011 2014


    2500,2800,3.0S/Si 1968 1968 1977
    2000CS,2500CS,2800CS,3.0CS/CSi/L Giorgetto Giugiaro 1965 1965 1977
    Z13 (3seater 2dr Hatchback) Klaus Kapitza 1993 - - - -
    H2R 2004.10 Paris - - - -
    Mille Miglia Coupe Anders Warming 2006 - - - -
    GINA Light Visionary Model (Roadster) Anders Warming 2008 - - - -
    Vision Efficient Dynamics (2dr Sedan) Mario Majdandzic Jochen Paesen 2009.09 Frankfurt - - - -
    Vision Connected Drive (VED Roadster) Juliane Blasi Robert Hlinovsky 2011.03 Geneva - - - -
    328 Hommage (VCD, Roadster) Christopher Weil Robert Hlinovsky 2011.05 Villa d’Este - - - -

    заклинания (кузова):

  • SUV - Space Utility Vehicle, универсал, например обычный внедорожник (Off-Road)
  • SFC - Space-Functional Concept (RFK - RaumFunktionales Konzept), то же, что и SUV
  • SAV - Sports Activity Vehicle, универсал, городской "внедорожник", "паркетник", вседорожник (All-Road)
  • SAС - Sports Activity Coupe, вседорожник-купе
  • MPV - Multi-Purpose Vehicle, многоцелевой автомобиль, обычно однообъёмник (минивэн)
  • CUV - Crossover Utility Vehicle, универсал, совмещающий разные сегменты рынка
  • PAS - Progressive Activity Sedan, хэтчбек с дополнительным багажником седана, похож на CUV
  • PAC - Progressive Activity Coupe, тот же PAS но классом поменьше (V3)
  • ZEV - Zero Emissions Vehicle, автомобиль с нулевым выхлопом
  •  

    BMW car Start-Of-Production timeline

    7-years production cycle |  facelift point on 4th year
    segment series
    micro 0
    compact 1
    medium 3
    3GT
    executive 5
    5GT
    luxury sports 6
    luxury 7
    supercar 8
    roadster Z2
    Z4
    crossover / SUV X1
    X2
    X3
    X4
    X5
    X6

    1920s 1930s 1940s 1950s 1960s 1970s 1980s 1990s 2000s 2010s
    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5
    Dixi 3/15 / 3/20 Isetta 250 / 300 project i
    303 315/315/1 320/321 600 LS/700 E36/5 (3 compact) E46/5 (3 compact) E87 / E81 / E82 / E88 F20 / F21 / F22 / F23
    326 326 340 / 340-2 1602 / 2002 E21 E30 E36/4, 36/3, 36/2, 36/C E46/4, 46/3, 46/2, 46/C E90 / E91 / E92 / E93 F30 / F31 / F32 / F33
    F34
    319 327 327 1500,1800,2000 E12 E28 E34 E39, E39/2 E60 / E61 F10 / F11 / F18
    F07
    503 3200CS E9 (2000CS, 2500CS, 2800CS, 3.0CS/CSi/L) E24 E63 / E64 F06 / F12 / F13
    329 335 501/502 E3 (2500, 2800, 3.0S/Si) E23 E32 E38 E65 / E66 / E67 / E68 F01 / F02 / F03 / F04
    328 E26 (M1) E31 E52 (Z8)
    Z2
    507 E30 (Z1) E36/7 (Z3) E85 / E86 (Z4) E89 (new Z4)
    E84 F48
     
    E83 F25
    F26
    E53 E70 F15
    E71 / E72 F16

     

    BMW car Design Development (2 years before SOP) timeline

    segment series
    micro 0
    compact 1
    medium 3
    3GT
    executive 5
    5GT
    luxury sports 6
    luxury 7
    supercar 8
    roadster Z2
    Z4
    crossover / SUV X1
    X2
    X3
    X4
    X5
    X6

    1990s 2000s 2010s
    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5
    project i i-Coupe
    E36/5 (compact) E46/5 (compact) E87 CS1 F20
    36/C E46 E90 F30
    F34
    E39 E60 F10
    F07
    E63 F12
    E38 E65 F01
    E52 (Z8) Z9 Gran Turismo CS (4dr Coupe)
    Z2 CZ2
    E36/7 (Z3) E85 (Z4) E89 (new Z4)
    E84 F48
    F47
    E83 x-Activity F25
    F26
    E53 E70 F15
    x-Coupe (SAC) E71 F16

     

    General platforms ("Product Lines")

    small     UKL1
    medium E46 PL2 PL7
    luxury   PL1 PL6
    SUV   PL4  
     

    BMW car Plants & Platforms location

    segment series
    micro 0
    compact 1
    medium 3
    3GT
    executive 5
    5GT
    luxury sports 6
    luxury 7
    supercar 8
    roadster Z2
    Z4
    crossover / SUV X1
    X2
    X3
    X4
    X5
    X6

    Germany USA China South Africa Austria
    Munich Leipzig Regensburg Dingolfing Spartanburg Shenyang Rosslyn Graz*
             
      1er 1er          
    3er 3er 3er     3er 3er  
             
      5er   5er LWB    
      5GT        
      6er        
      7er        
             
             
      Z4          
      X1          
      X2          
      X3     X3
      X4      
      X5      
      X6      

     



    ****************************************************************************************************

    Copyright © by   i  l  y  a  M  e  l  e  k  h  o  v

    ****************************************************************************************************


    X