"глаза" от Daimler-Benz
или
волна на капоте

содержание

 

В прошлом веке, далёкой весной 1993 года в Женеве концерн Daimler-Benz продемонстрировал всему миру концептуальное купе S-класса Coupe Studie, явившее нам первый "глазастый" Mercedes. Осенью же 2000 года в Париже публике был представлен новейший спортивный хэтчбек C-класса Sport Coupe. За эти семь лет немцы полностью обновили гамму Mercedes, украсив все легковые серии округлыми фарами и волнистыми капотами (исключая разве что внедорожники M и G). Рождение нового стиля Mercedes, его эволюцию и влияние "глазастости" на пластику и формообразование кузовов на рубеже веков, я хочу рассмотреть с точки зрения дизайна. Итак, Mercedes за 7 лет: от "CS" до "SC" - взгляд дизайнера.

 

"капотная" предыстория [неокрашенный капот с рамкой]

О качестве Mercedes известно многим, однако, мало кто знает, насколько технологически сложной является задача изготовить капот "обычного" Mercedes. Сложность составных штампов для глубокой вытяжки стального листа будущего капота одновременно в нескольких направлениях, могут поставить в тупик любого технолога. Не говоря уже о высочайших требованиях к размерам детали и качеству лицевых поверхностей. Особую трудность представляет изготовление относительно длинного капота с обрамляющей радиатор полоской, принадлежащей поверхности капота, но расположенной в перпендикулярной к нему плоскости. В конце концов, моду на открывающуюся вместе с капотом фальшрадиаторную решётку, ввел сам Mercedes!

Долгое время конкуренты-автомобилестроители по технологическим причинам не могли повторить это стилевое решение, консервативная хромированная решётка стала символом качества, престижа и отличительным элементом продукции штутгартской фирмы. Некоторые производители вообще устали от постоянной нервотрёпки, связанной с изготовлением этой ответственейшей части "лица" автомобиля, и всё внимание уделили аккуратности сопряжения "капот – рамка решётки", поделив их на самостоятельные детали.

Так, например, Skoda сваривает эти детали в одну уже после штамповки, а Volvo вообще объединила радиаторную решётку с бампером, а не с капотом (получив ещё и практическую выгоду – возможность применения пластмасс и усложнения пластики). Речь идёт о автомобилях, решётка которых, тем не менее, визуально воспринимается как продолжение капота. Кстати, подобная проблема встречает конструкторов и сзади автомобиля, при проектировании крышек багажников с острыми кромками  и глубокой подштамповкой под номерной знак. И избегают решения этой проблемы они теми же самыми способами…

 

Итак, поставив сам перед собой невыполнимую задачу, Mercedes был вынужден решать её. Но сделать это он смог только в начале 80-х и только за деньги покупателей купе класса S. В марте 1989 года полоску капота под решёткой получил знаменитый кабриолет SL, представленный на тогдашнем женевском салоне, а с приходом 90-х, – классы S, CL, E, CLK, новые S и CL. Замечу, что на радость кошельков потребителей более демократичных A и C-классов, дорогостоящая полоска так до них и не спустилась.

Казалось бы, технологи могли облегчённо выдохнуть, но в 1993 году в Женеве дизайнеры нанесли им очередной сокрушительный удар, подготовив новый имидж Mercedes, носителем которого стало революционное "глазастое" купе Coupe Studie с волнистым капотом, созданное на базе S-класса. Отныне "держать удар" технологам Lexus будет не легко...

 

рождение волны [Coupe Studie, 1993]

Чтобы сохранить традиционный солидный стиль Mercedes, дизайнеры, создавая новый образ, обязаны были оставить общий тяжеловесный профиль автомобиля и крупную светотехнику. Поэтому, когда решили перейти на четырёхглазые фары (а BMW к этому времени применили плоские стёкла продольной формы, круглые фары фактически уже не ассоциировались у массового покупателя с баварской фирмой), то на массивных углах передка разместилась оптика большего размера. Однако выступающая из-за решетки центральная часть капота могла зрительно слиться с такими же надутыми боковинами. Получилась бы сферическая поверхность капота с маловыразительной пластикой. К тому же, подобный "надутый" стиль принадлежит другому оппоненту штутгартцев – AUDI.

В результате, общий объём разделили вогнутой канавкой, на капоте появилась волнистая поверхность, а нижняя донная часть канавки выгнулась вверх (из-за продолжения выпуклой поверхности фары меньшего диаметра), и возникла ещё одна волна, уже внутри первой. Стилистически – тяжелые грубоватые формы получили необходимую динамику, подобную развевающемуся полотнищу.

Новое решение не рискнули применить сразу же на флагмане производственной линейки – S-классе (для которого оно и было создано). Солидного покупателя, любящего преемственность, нужно было ещё приучить к изменившемуся имиджу марки. Хотя, из маркетинговых соображений, новый S-класс должен был стать непохожим на старый. Идея опустилась классом ниже.

 

"крылатые" мучения [E-class, 1995]

Первый опыт применения нового стиля на серийной модели – классе E – выявил излишнюю тяжеловесность и тучность получившегося объема, что особенно заметно проявилось на "молотообразном" универсале. Соревнуясь с другими производителями в номинации "Объём багажного отделения", Mercedes снабдил автомобили E-класса длинными свесами. Большие эллипсы фар, зрительно продолжаясь на крыльях, задают их трубообразную форму. Но диаметр этой трубы настолько велик, что на подходе к передней стойке крыши крыло не успевает стать достаточно плоским, чтобы слиться с боковиной. Вследствие этого автомобили получились слишком грузными, а переход овальной трубы крыла в панель двери в некоторых ракурсах вообще даёт неровные блики, создавая ощущение кривой поверхности.

Спереди трубы крыльев словно срезаны наискосок простой чуть выпуклой поверхностью. Поверхность этого среза, состоящая из фар и передних облицовок, вынужденно плоская, т.к. объёмы отдельно решённых бамперов присоединяются к кузову по простой прямой линии. Стилистически и функционально треугольные куски облицовок под фарами получились ненужными, и даже наличие в них выдвигающихся омывателей фар на некоторых версиях слабо оправдывает их существование.

 

интеграция бамперов [CLK, 1997]

Несоответствие старой "прямолинейной" пластики, доставшейся в наследство от "строгих" восьмидесятых, и нового криволинейного стиля обнаружилось и в линиях стыков деталей – разъёмах. Раньше разъёмы разбивали поверхности функционально, т.е. на бампер, капот, фару и т.д. Сами формы практически не переходили с одной детали на другую. Разъёмы как бы опоясывали автомобиль в плане, лежали в горизонтальной плоскости, были плоскими. А связанные с ними зазоры "светились", т. е. были видны, особенно на углах объёмов. Такие композиционные правила, помимо моды, диктовались в первую очередь несовершенством технологий. С их же развитием поверхность капота смогла стать кривой, "сползла" вниз на бампер, "требуя" искривить и его тоже. На E-классе, как и на Coupe Studie, бампер оставался прямолинейным, капот просто упирается в него, а облицовки обрезаны горизонтальной плоскостью.

Все эти недостатки конструкторы устранили на вышедшем вскоре купе CLK.

Сложность нового стиля потребовала повышения точности сопрягаемых частей кузова. Произошёл качественный скачок технологических возможностей. Стало реальным добиться ровных аккуратных зазоров, идущих по сложным пространственно расположенным кривым линиям, и тем самым избавиться от мелких переходных кузовных панелей. Такое усложнение формы одновременно с упрощением деления на детали (интеграцией) вообще характерно для настоящего уровня развития технологий.

Горячее купе CLK в 1997 году пришло на смену старому купе E-класса. Агрегатами для CLK послужила платформа нового C-класса. Дизайнеры сразу же уменьшили диаметр внешней фары, добившись плавности перехода переднего крыла в боковину, которую для этого сделали более округлой. Сильнее сузили фронтальную часть автомобиля в плане. И, наконец, "позволили" кускам облицовок слиться с бампером, подняв стыковочный разъём до уровня фар. Появилось ощущение, будто в мягком передке изнутри "выдвинут" объём бампера. Автомобиль получил очень чёткое и логичное членение на детали, а новая пластичная композиция – необходимую смягчённую форму.

В четырёхглазом купе гармонично отразились все лучшие решения внешности E-класса и оно приняло своеобразную эстафету обновления от среднего класса к компактному, от солидного к авангардному, выявив истинные традиции Mercedes. В 1999-ом, спустя четыре года с момента премьеры, и E-класс тоже будет "отретуширован" в стиле CLK

 

"слияние" двух фар [S-class, 1998]

После успешной раскрутки нового имиджа Mercedes и в результате оттачивания общих композиционных приёмов, большие боссы дали добро на появление большого седана. За пять лет (с 1993 по 1998 г.) рынок был основательно подготовлен к откровению нового S-класса. Однако из-за безупречности форм мускулистого CLK, были необходимы очередные нетривиальные и дорогие решения, и они не заставили себя ждать.

Раньше волна капота срезалась плоскостью овалов фар, теперь волна выплыла вперёд на эту поверхность, изогнув её. Сделать волнистым и бампер тоже (в плане) на солидном автомобиле не решились. Изгиб "размыли" на фаре, не доводя его до линии сочленения с бампером. Поверхность фар получила сложнейшую переходную пластику. Любая линия, положенная на такой объём, выгнется и рискует казаться кривой, мятой. Для особо важного контура представительских фар это недопустимо. Поэтому переходную поверхность всю отдали светотехнике – на прозрачном стекле некрасивые переходы бликов не заметны. Кружки фар слились в одну лужицу. Нижняя линия контура осталась прямой "от бампера", верхняя легла по волне. Новый S-класс обзавёлся собственными, чуть раскосыми глазами.

Поверхности S-класса выглядят умышленно усложнёнными, промежуточными от продолговатых прямоугольных фар к раздельным эллипсам. Некая "середина" прослеживается и в оформлении радиаторной решётки. С одной стороны, рамка капота огибает решётку подобно старым Mercedes. С другой – разъём капота с бампером имеет "уголки у глаз", характерные для интегрированной формы передка.

S-класс стал последним Mercedes в современном обновлении легковой гаммы моделей, связанным с переходом к "глазастому" имиджу. Его недешевый капот одновременно сочетает в себе и полоску, и волну, и консервативную радиаторную решётку. Что логично, ведь уважаемые толстосумы – самый инертный класс покупателей, и очередная революция форм затронет их в последнюю очередь.

 

"уголки у глаз" [C-class, 2000]

Уже при работе над внешностью CLK начал формироваться особый "стиль уголков Mercedes", подтверждающий высокую культуру производства немецкой фирмы. Линию разъёма капот-бампер на CLK провели по центрам окружностей фар. Симметрия создаёт ощущение уверенности, нанизанные на диаметр эллипсы "сидят" точно на своих местах. Разъединяемые по таким линиям детали одинаково технологичны, их контур не содержит развитых "полуостровов", трудных в изготовлении.

Детали, удобные в производстве, также не должны иметь очень острых углов, т.к. острые углы, получив допустимые технологические радиусы, становятся неэстетичными щелями треугольной формы. Да и добиться постоянства размеров панелей со "сходящими на нет" концами при массовом производстве невозможно. Что уж говорить об уплотнении таких разъёмов! Поэтому острые углы композиций необходимо смещать в тело деталей, – экономически проще добиться качества состыковки линий под прямыми углами.

Наиболее полно "стиль уголков" от Mercedes раскрылся в седанах C-класса. Состоящий из сочетания круглых леденцов фар и криволинейных линий, новый имидж пришёлся как нельзя кстати компактному классу, о чём свидетельствует выдающийся коэффициент аэродинамического совершенства формы Cx=0,26! Раскосые "восьмёрки" фар определили общий раскрой поверхности передней части автомобиля. Эти разъёмы выстроили композиционно, "возвели в культ" и придали им ритмичный характер, опять же, волнообразный! Решётка радиатора потеряла подчёркивание капотной полоской и, как следствие, поделилась вниманием с фарами. До этого композиционный центр акцентировался на середине, и "глаза" вынуждены были быть "подведёнными", т.е. заостряться по краям. Округлые же фары сами являются акцентами, и дополнительная динамика им не нужна.

 

демократизация решётки [Sport Coupe, 2000]

Упрочняя свои позиции в секторе компактных автомобилей, Mercedes выдвинул целый ряд кузовов, созданных на универсальной платформе C-класса. В октябре 2000 года на парижском салоне состоялся дебют спортивного хэтчбека Sport Coupe, командира "звёздочки", в которую, кроме него самого, входят другие модели на базе C-класса: купе CLK, кабриолет CLK, седан и универсал.

В целом, спортивное купе продолжает идеи седана, но, при упрощённом объёме, имеет более жёсткую пластику с резкими угловатыми чертами. Одна из черт – стилистическое объединение фар общей поверхностью с характерным выделением кромки ребра. Такая "огранка" функциональных зон, "плоскость под функцию", свойственна дизайну бытовой техники. Стилистика малых форм подразумевает отсутствие мелочей, крупные композиционные решения, простые понятные поверхности. Отбортовка ограничивает и контур решётки радиатора.

Явно заметна тенденция "раскрепощения" старой радиаторной решётки автомобилей Mercedes. С возрастом решётка становится более плоской, редеет, рамка всё тоньше, а её элементы вырастают и обретают самостоятельность. На Sport Coupe решётка вообще освободилась от хромированных оков и имеет только отдельные пластины. Чтобы визуально они совсем не разъехались, пограничные полосы провели карандашом пошире. Ещё одним скрепляющим полосы элементом является кружок фирменной трёхлучевой звезды.

На Mercedes прежних лет фронтальная композиция состояла из горизонтальной полосы прямоугольных фар, основательно забетонированной в арматуру статичной сетки радиатора. Сейчас же основные массы сконцентрированы не по-середине, а по краям "гантели". Приоритеты поменялись местами. Всё внимание приковано к самодостаточным леденцам фар. Облегчённая решётка превратилась в жалюзи, соединяющие главных неваляшек. Современный Mercedes статичен и солиден не домиком радиатора, а выпученными глазами пупсов. Вот он, демократичный консерватизм!

 

будущие платья [SLR, 1999]

Кузов Sport Coupe стилистически словно сшит из листов. Подобно одежде, сами листы не имеют глубоких вытяжек, а швы проходят по углам объема. То, что это платье принадлежит кузовному ателье высокого стиля, видно по качеству отделки краёв деталей. Новый гардероб от Mercedes можно будет легко обновлять по моде, т.к. спортивный костюм капота практически однообъёмен, и косметические подтяжки не вызовут серьёзных компоновочных изменений. Это очень перспективная волна.

Другой тенденцией является раздробление формы на отдельные знаковые элементы. Детали становятся самоценными, обзаводятся собственными материалами и фактурами. Тогда, вероятно, лист волны оторвётся от родного объема (визуально) и будет развеваться полотном на некотором расстоянии от него. У волны появится толщина и самостоятельный цвет. Покупатель сможет выбирать цвет, прозрачность волны (капота) для своего автомобиля.

Пожилая традиционная решётка попытается выжить на престижных седанах. На остальных моделях её место займёт более молодой кружок-звёздочка, который будет набирать вес и консолидироваться с останками рёбер решётки. Пластины и щели между ними композиционно завяжут плоским узлом с трёхконечной звездой на подушке галстука…

 

…Как видно, трудно не согласиться с фразой из проспекта Mercedes: "…Многие изобретения, положенные в основу новых стандартов фирмы Mercedes-Benz, сначала были применены в автомобилях S-класса". Хочется лишь добавить: "Премьеры этих революционных новшеств преимущественно происходят на мартовских салонах в Женеве". Ждём очередную весну…

 

хронология "глазастых" моделей

модель

тип кузова

год премьеры


Coupe Studie

концепт купе

1993

E-class

седан

1995

E-class

универсал

1996

CLK

купе

1997

F200

концепт купе

1997

S-class

седан

1998

CLK Cabrio Sport

кабриолет

1999

E-class рестайлинг

седан, универсал

1999

CL

купе

1999

SLR

концепт купе

1999

SLR Rodster

концепт родстер

1999

C-class

седан, универсал

2000

Sport Coupe

спорт хэтчбек

2000



****************************************************************************************************

Copyright © by   i  l  y  a  M  e  l  e  k  h  o  v

****************************************************************************************************


X