матовая светотень
или
работаем с освещением

содержание

 

мой комментарий

Эта статья открывает целую цепочку взаимосвязанных размышлений на тему "дизайн apple или из чего сделан Jonathan Ive". Оказывается, законы восприятия везде одни и те же, - тема вылезла за пределы мира предметов. Для порядка начнём понимание с материала дружественного сайта. Освещение матовых предметов. Так как информации для одной статьи многовато, а читать её надо за раз (так проще разобраться), я сделал таблицу распределения освещения по контрасту, которая позволяет обозрить всю статью в целом. Она лучше проявляет взаимосвязи схем, заставляет анализировать, - ей удобнее пользоваться, чем обычным содержанием. Попробуйте сами догадаться, где объём читается лучше, а где "уплощается"? Какое освещение наиболее минималистично? Иногда расположение схем условно - ведь направление света не определяет его "жёсткость", тем не менее, с точки зрения драматургии всё именно так.

 

   альтернативное содержание
(распределение схем освещения по контрасту)
 

спокойствие
мягкие тени
<< низкий контраст
драматизм
жёсткие тени
высокий контраст >>
направление фронтальное освещение боковое освещение освещение снизу освещение сверху контровое освещение
ночь освещение ночью освещение ночью освещение ночью освещение ночью
день освещение в тени сумеречное освещение освещение на закате освещение ранним вечером освещение солнечным днём полуденное освещение
облака освещение пасмурным днём освещение пасмурным днём при тонкой облачности освещение сквозь окно
искусств. студийное освещение освещение лампами дневного света смешанное освещение освещение лампами накаливания ресторанное освещение освещение открытым огнём фонарное освещение

 



Клуб 3D графики Digital Light

Статья любезно предоставлена сайтом DLight.ru. Приведена с сокращениями. Полный вариант статьи "Свет. Работаем с освещением." (с большим количеством фотографий-примеров) доступен на сайте DLight.ru по адресу http://dlight.ru/masterclass/articles/2007/01/24/2403/



 

введение

(...) Фотографы и художники лучше понимают свет, но это не только их инструмент, это элемент любого искусства, и 3D не исключение. Без него трудно достичь реализма, а тем более передать нужную атмосферу. Не найдя информации в интернете, я решил написать её сам. Все написанное в этой статье основано на моих наблюдениях. Все выкладки кажутся очевидными, но требуют внимательного наблюдения окружающего мира и поведения света в различных ситуациях.



 

основы

В статье для демонстрации поведения света в различных ситуациях я буду использовать сцену с белой сферой на белой поверхности:


освещение солнечным днём

На этом рисунке изображён солнечный день. Здесь три источника света – солнце, небо и отражённый свет.

Солнце (Sunlight на рисунке) излучает яркий белый свет. Это очень маленький по геометрическим размерам источник света, другими словами это точечный источник света. Он формирует тени с чёткой границей (жёсткая тень). Небо (Skylight на рисунке), наоборот, более слабый источник света, но геометрически он огромен. Поэтому он формирует тени с размытыми краями (мягкие тени). В данном случае эта тень не видна, она “убита” прямым солнечным светом. Чуть дальше я расскажу более детально о слабых источниках света и о тенях, которые формируются от подобных источников света. Сейчас просто запомните, что чем меньше по своим геометрическим размерам источник света, тем жёстче от него тень.

Небо окрашивает практически всю сцену в голубые тона. Тень на полу и неосвещённая часть сферы приобретают голубой оттенок из-за того, что они не освещены солнечным светом и основной источник света для них небо.

И, наконец, отражённый свет. Часть света отражается от шара и слегка увеличивает яркость в центре тени. А часть света отражается от пола и освещает нижнюю часть сферы. Чем ближе поверхности друг к другу, тем больше влияние отражённого света. Именно поэтому нижняя часть шара светлее, чем центральная.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то можно отметить две самые тёмные области. В первую очередь, это область тени, расположенная непосредственно под шаром. Вторая область расположена на самой сфере, это граница между освещённой и неосвещённой солнечным светом областями. Эта зона называется разделительной (Terminator на рисунке). С тенью вроде бы всё ясно – в эту область не попадает ни солнечный свет, ни свет от неба, отражённый свет тоже практически не действует в этой области.

 

почему разделительная область на сфере такая тёмная?


матовая светотень на сфере

Частично это обман зрения – из-за соседства с ярко освещённой областью эта часть кажется более тёмной, чем есть на самом деле. А так же эта область, в отличие от всех остальных частей шара, не освещается ни прямым солнечным светом, ни отражённым. Главный источник света этой области – небо.

 

почему наше небо голубого цвета?

Видимый свет состоит из мельчайших частиц, называемых фотонами. Эти частицы обладают различной длиной волны в зависимости от их цвета: фотоны голубого света имеют более короткую длину волны чем фотоны красного света.


фотоны разной длины

Белый свет солнца представляет собой набор фотонов целого спектра цветов. Традиционно они разделены на цвета радуги – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. А смесь этих цветов даёт белый цвет.

Свет при прохождении через плотные слои нашей атмосферы сталкивается с атомами и молекулами различных газов. Подобные столкновения отклоняют фотоны и рассеивают свет. Фотоны с короткой длиной волны чаще отклоняются в результате таких столкновений. Именно поэтому наше небо голубого цвета.

Более длинные волны света (в основном это фотоны красного цвета) рассеиваются медленнее, поэтому могут проходить большее расстояние. Именно из-за этого закаты имеют красный оттенок. Проходя через более плотные слои воздуха, свет рассевает коротковолновые (голубые) фотоны и красный цвет начинает в нём преобладать.

Рассеянное голубое освещение распространяется во всех направлениях. Его влияние можно увидеть на любой поверхности, на которую не попадает прямой солнечный свет. Обратите внимание на голубые тени на фотографиях.

 

отражённый свет

Цвет отражённого от поверхности света зависит от цвета отражающей поверхности. Белые предметы отражают все световые волны, чёрные объекты полностью поглощают свет. При попадании белого света на красный предмет синие и зеленые волны поглощаются, а красные отражаются (я рассказываю только об основных цветах для простоты описания). Поэтому красный предмет будет освещать соседние предметы красным отражённым светом. Это явление называется рефлекс.

Рефлекс проявляется только при ярком свете, в мягком или тусклом освещении этот феномен исчезает. Если рядом расположены предметы одинакового цвета и они освещены ярким светом, то этот эффект усиливается, рефлекс из-за нескольких переотражений становиться очень насыщенным.

 

светлые и тёмные тона

В большинстве случаев свет и тень сбалансированы, т.е. светлых и тёмных цветов примерно одинаковое количество. Однако в некоторых ситуациях в изображении может преобладать больше светлых или тёмных оттенков. Иногда это происходит из-за объективных факторов, например, мы изображаем снег или туман (светлые тона), или имитируем ночное освещение (тёмные тона). А иногда это делается умышленно, чтобы передать нужное нам настроение.

На изображениях в светлых тонах преобладают белые и светло-серые оттенки, изображение кажется лёгким и воздушным. Как правило, это мягкие изображения с лёгкими размытыми тенями. Фотография с минимальной цветовой палитрой – много белого цвета и немного чёрного и тёмно-серого.

Изображения в тёмных тонах плохо освещены и имеют, как правило, высокий контраст. Подобные изображения создают мрачное настроение у зрителей и обычно используются именно для этого.

 

баланс белого

Большинство источников света, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, имеют цветовой оттенок, но наш мозг отфильтровывает эту информацию. Если в источнике света присутствуют все три основных цвета, неважно в каких пропорциях, то мы воспринимаем такой свет как белый.

Чтобы продемонстрировать этот феномен, я взял цифровую фотокамеру с настроенным на дневной свет балансом белого. Первая фотография сделана в комнате, основной источник света – окно. Погода на улице пасмурная, поэтому освещение практически нейтральное по цвету. Следующая фотография была сделана при зашторенном окне и включенной лампе накаливания 60 ватт.


балансы белого при разном освещении

Цвет последней фотографии, наверное, вас удивит. Наш мозг отфильтровывает эту цветовую информацию, обычно мы не замечаем цвет, который добавляют лампы накаливания. Последнюю фотографию мы бы увидели с нейтральным цветовым балансом, похожей на первую.

Ещё один способ увидеть этот феномен собственными глазами – посмотреть на освещённую лампой накаливания комнату с улицы через окно. Что-то подобное происходит и в ясный солнечный день на открытой местности. Голубой оттенок теней можно увидеть только отстранённым взглядом, наблюдая всю картину, а не только одну тень.

 

3х точечная схема освещения и её ущербность

В учебниках очень часто описывают классическую 3х-точечную схему освещения, называя её самым эффективным способом освещения 3D сцен. Изначально эта схема пришла из фотографии, и вся прелесть этой схемы только в том, что её легко понять и изучить. Напомню, в этой схеме три источника света: яркий основной источник света с одной стороны, более тусклый заполняющий источник с другой стороны и контровой источник сзади, подсвечивающий контур объекта, отбивающий его тем самым от фона.

Самая большая проблема этой схемы в её искусственности, она не отражает действительности. Например, использовать контровой свет нужно осознанно, только тогда, когда Вы пытаетесь получить какое-то определённое настроение. А применение его во всех сценах подряд недопустимо. В природе нет освещения из трёх точек, это выглядит неестественным. Эту схему даже фотографы не применяют давно, не увидишь её и в фильмах. Фотографии для документов - вот последнее пристанище этого клише. Унылые, однообразные лица. Не используйте мертвые схемы!



 

направление освещения

Направление освещения предмета влияет на то, как будет восприниматься освещаемый предмет зрителями. Поэтому, выбирая направление, Вы принимаете очень важное решение и задаёте основную эмоциональную окраску Вашей сцены.

 

спереди


фронтальное освещение

В данном случае источник света находится непосредственно за зрителем. Наиболее близкий пример из жизни – это фотография, сделанная фотоаппаратом со встроенной вспышкой. Но обычно в таких случаях используют мягкий источник света.

Подобное освещение используют, чтобы показать форму (силуэт) предмета или его текстуру, так как при подобном расположении источников света на предмете практически отсутствует тень. Использование мягкого света позволяет скрыть морщины, складки, поэтому этот вариант освещения часто применяют при портретных съемках.

Мягкое фронтальное освещение сглаживает поверхность. Фронтальное освещение может сделать сцену плоской – теряется объём и фактура объектов.

 

боковое


боковое освещение

Боковое освещение очень хорошо показывает форму, объём и фактуру объекта. На объекте хорошо видны тени, изображение становится контрастным. Боковой свет отбрасывает на поверхности драматические тени. Осветив таким образом стены, можно создать атмосферное окружение в сцене. Этот вариант очень часто можно встретить на фотографиях и в кино. В природе такое освещение встречается утром и вечером. (...) Длинные боковые тени дают ощущение глубины и пространства.

 

сзади (контровое)


контровое освещение

При освещении сзади зритель смотрит на источник света, а объект находится между источником света и зрителем. При этом мы получаем чёткий силуэт объекта. Сцены с подобным освещением очень контрастны и атмосферны по настроению. Двигая источник света можно получить освещённый контур объекта. Очень интересные результаты даёт освещение сзади прозрачных объектов. Контровой свет – это лучший способ показать полупрозрачные объекты. Контровой свет даёт отличные силуэты.

 

сверху


освещение сверху

Освещение сверху не очень сильно отличается от обычного освещения в пасмурный день. Такое освещение можно встретить на улице в полдень и в закрытых помещениях с искусственным освещением. При использовании мягкого света этот вариант хорошо подходит для показа формы объекта. Мягкий свет сверху – отличительная черта пасмурной погоды. В жёстком свете сцена приобретает мрачное и загадочное настроение. Тени становятся тяжелыми и многие элементы исчезают. Например, на лицах людей вместо глаз будут чёрные тени. Жёсткий верхний свет придает человеку устрашающий вид.

 

снизу


освещение снизу

Освещение снизу встречается очень редко и выглядит очень необычно. В естественных условиях подобное освещение можно наблюдать, если люди сидят ночью у костра, или человек держит в тёмноте факел в руках (при этом смотрим на его лицо). лёгкий эффект подобного освещения можно наблюдать над водой, когда объекты освещаются отражённым от водной поверхности светом. Знакомые предметы в таком освещении приобретают странный неправильный вид. Также можно использовать этот вариант для придания сцене необычности или загадочности. С подсветкой снизу взгляд человека становится незнакомым и загадочным, подчеркнута структура кожи.



 

естественное освещение

Главный и единственный источник естественного освещения – Солнце. Но в зависимости от времени суток, времени года и погодных условий мы имеем дело с большим количеством разнообразных схем освещения.

Основная схема солнечного освещения была приведена в начале статьи на первой схеме.


освещение

Такое освещение характерно для обычного солнечного дня. В данной ситуации нужно обратить внимание на два существенных фактора – рассеивание и облака.

В первой части статьи мы говорили, о том, что более "короткие" фотоны рассеиваются и формируют голубое небо, а более "длинные" фотоны окрашивают оставшийся свет в красный цвет. Чем большее расстояние проходит свет в атмосфере (чем ниже солнце над горизонтом), тем заметнее этот эффект.

Облака также существенно влияют на цвет и характер освещения. Полупрозрачные облака пропускают свет, но направление фотонов изменяется. Через прозрачный объект (например, стекло) фотоны проходят практически беспрепятственно, лучи света остаются параллельными. А при прохождении полупрозрачного объекта (облако) фотоны сталкиваются и меняют направление. Происходит что-то подобное рассеиванию голубых фотонов в атмосфере, за исключением того, что в облаках столкновениям подвержены фотоны всего спектра. В результате прохождения через облака свет становится более мягким. Облака также влияют и на цвет, так как они закрывают голубое небо, тем самым, ослабляя его влияние.

 

полдень


полуденное освещение

В полдень солнце находится в зените, свет имеет максимально белый цвет и максимальную яркость. Контраст очень высок, тени тёмные, настолько тёмные, что эмульсия фотопленки воспринимает их абсолютно чёрными. Человеческий глаз, в отличие от пленки, способен различать детали в подобной тени.

В большинстве случаев сильный контраст делает картинку непривлекательной. Однако это можно использовать для освещения объектов, которые выглядят неконтрастно при обычном освещении. Например, вода очень выигрывает в полуденном освещении. Поэтому, как правило, изображения тропического океана сняты в полдень. Водные фото только выигрывают от полуденного освещения.

Яркий свет выбеляет все цвета, поэтому в полдень изображение выглядит менее насыщенным, чем в другое время суток. ещё один недостаток – яркий свет и геометрически малые тени "убивают" объём предметов. Большинство фотографов стараются не снимать в это время суток. Но это не значит, что нужно ставить крест на таком освещении, нетривиальные решения приводят к необычным и творческим результатам. Типичное полуденное фото – песок на переднем плане практически белый, тени абсолютно чёрные.

 

ранний вечер


освещение ранним вечером

В это время суток солнце опускается к горизонту, свет становится более теплым, приобретает желтый оттенок, цвет неба насыщается. Вечернее освещение выглядит очень привлекательно, тёплые тона и мягкий контраст приятны глазу. Пик этого эффекта наступает за час до заката, фотографы называют этот час золотым. К преимуществам можно добавить эстетически приятное сочетание тёплых жёлтых оттенков освещённых частей с холодными голубыми оттенками теней.

 

закат


освещение на закате

Во время заката солнечный свет приобретает оранжево-красный оттенок. Сила солнечного света ослабевает, контраст становится ещё ниже. Влияние неба усиливается и тени принимают насыщенный голубой цвет.

Небо на закате бывает необычайно красивым. Если в это время на небе есть облака, то они подсвечены снизу, они также приобретают оранжевые или красные оттенки. В подобных условиях облака влияют на небо, а соответственно и на цвет теней. Затемнённые части могут приобретать розовый или фиолетовый оттенок.

 

сумерки


сумеречное освещение

Это очень специфическое время суток с непредсказуемым, но часто с очень красивым освещением. Так как солнца уже нет на небосклоне, единственным источником света остаётся небо. В результате мы имеем очень мягкое освещение с небольшими тенями, слабым контрастом и спокойными цветами.

В ясный день сразу после заката восточная часть неба окрашена в розовые тона. Этот эффект называется Alpenglow и он может окрашивать светлые поверхности (белые стены, песок, воду) в розовые тона. Этот свет очень слаб, поэтому он не может повлиять на более тёмные поверхности. Однако, этот эффект может проявляться не только розовыми тонами. Это могут быть и желто-оранжевые цвета из-за отражённого света от только что зашедшего солнца. В пасмурный день небо также остаётся голубым, для эффекта Alpenglow нужна ясная погода. Характерный розовый небосвод. Розовые отблески на лодке и воде.

Если смотреть на небо в это время суток через окна из закрытого помещения (особенно если в этом помещении горят лампы накаливания), то небосвод будет казаться тёмно-голубым, розовые оттенки наш глаз не сможет различить.

 

в тени


освещение в тени

В тени основным источником света является небо, все предметы окрашены в голубые тона, тени очень мягкие. В подобных световых условиях возможно проявление рефлекса. Например, находясь в тени густого леса можно ощущать зелёные рефлексы от листвы деревьев.

 

пасмурный день


освещение пасмурным днём

Освещение в пасмурную погоду варьируется в зависимости от толщины облаков и времени суток. Но вопреки популярному мнению, освещение в пасмурный день может быть интересным. Весь небосклон действует как один неяркий источник света, освещение мягкое, тени очень лёгкие. Контраст низкий, цветовая насыщенность обычно высока.

Пасмурное освещение обычно связывают со скучным настроением. Но это освещение можно очень интересно использовать. Мягким освещением можно удачно подчеркнуть объём, структуру и цвет объектов. Хорошо смотрятся в таких условиях отражающие поверхности (например, вода, автомобили). Низкий контраст и относительный нейтралитет по цвету освещения в пасмурный день позволяет хорошо показать цвета листьев. В яркий солнечный день цвета были бы бледнее. Освещение подчеркивает форму, хорошо видны теневые стороны, цвета насыщены. Пасмурное небо позволяет получить прекрасные серебристые отражения на воде.

 

пасмурный день, тонкая облачность


освещение пасмурным днём при тонкой облачности

В пасмурные дни с более тонкими облаками направленный солнечный свет сможет проникать через облачность. Тени станут более тёмными, но всё равно останутся мягкими. Такое освещение – некий компромисс, середина между пасмурным и ясным днём. Прямой солнечный свет подсвечивает контур, однако тени мягкие и нетёмные. Обратите также внимание, что в тенях нет голубых оттенков, что говорит о том, что небо закрыто облаками.

 

ночь


освещение ночью

Главным источником света ночью остаётся солнце, хотя его уже нет непосредственно на небосводе. Свет от него поступает либо рассеиванием через атмосферу, либо в виде лунного света. Звезды светят очень слабо, поэтому их влияние можно не учитывать.

При имитации ночного освещения нужно помнить, что яркость земли и предметов должна быть меньше яркости ночного неба (если конечно в сцене не присутствует искусственное освещение). Посмотрите на изображения ниже: слева - правильный вариант, справа – физически невозможный вариант, т.к. свет на ландшафт попадает неизвестно откуда. Без искусственного освещения наземные объекты темнее неба.


что ночью темнее

Лунный свет – это отражённый солнечный свет, он повинуется тем же законам, что и солнце. Собственная поверхность луны имеет серый цвет. Это хорошо видно на фотографиях с астронавтами на луне, они кажутся черно-белыми, пока не разглядишь на скафандрах цветные элементы. Поэтому сама луна не изменяет цвет освещения и ведёт себя подобно солнцу: у горизонта она имеет красный или желтый цвет, в зените – белый.

Ночью при отсутствии луны освещение и тени мягкие, с луной – жёсткие. В общем, всё тоже самое, что и днём, одно отличие – освещение намного слабее дневного. И ещё одна деталь – размер луны невелик в жизни и всегда есть соблазн сделать её больше.

Что касается цветовой насыщенности, то она остается примерно такой же, как и днём. Однако наши глаза не воспринимают цвета в низкой освещённости, мы ночью видим практически всё бесцветным. Ночные цвета на фотографии насыщеннее, чем это видит наш глаз. А фотопленка "видит" ночные цвета. Если на фотоаппарате поставить выдержку побольше, то можно получить практически дневную фотографию. В кино часто ночные сцены снимают днём с недоэкспозицией и синим фильтром, чтобы создать иллюзию ночи.

Еще один фактор ночного освещения – присутствие светового "шума". Даже если Вы находитесь в сельской местности, на небе будут хорошо видные отсветы ближайших крупных городов.

 

цвет неба

Порой небо может выглядеть безумно красивым. Если ежедневно наблюдать за небом, то можно встретить удивительные цвета очень широкого спектра. Множество факторов влияют на цвета, которые мы видим на небе и облаках. Поэтому и предсказать, что мы увидим сложно. Цвет неба непредсказуем.

 

объёмный свет (Volume light)

Присутствие в атмосфере любых частиц вызывает дополнительное рассеивание и преломление света. Частицы пыли и воды создают эффекты объёмных лучей света, дымки и тумана. Легкая дымка практически всегда присутствует в природе и позволяет лучше чувствовать перспективу. За счет этого эффекта объекты, находящиеся вдали от нас, выглядят менее яркими, менее контрастными и тонируются в лёгкий голубой оттенок. Более сильное проявление дымки – это туман. Обычно цвет тумана либо белый (в пасмурный день), либо слегка голубой (в солнечный день). Солнечные лучи пробиваются через облака. Туман в тени. Сильный туман смягчает освещение, тень отсутствует.

 

вода

Мы встречаем воду везде, - в виде дождя, росы, рек, озер, морей. Водные поверхности хорошо отражают и преломляют свет. Например, роса, преломляя и отражая утренние лучи света, покрывается множеством ярких бликов. Можно встретить и полностью зеркальные отражения, например, на спокойных водных поверхностях. И, наконец, вода – причина таких красивых атмосферных эффектов как радуга и ореолы. На каплях воды видны яркие блики даже в пасмурный день. Зеркальные отражения на асфальте говорят нам о том, что он мокрый. Влага на ягодах даёт сильный блик и подчеркивает форму.

 

итоги

Подводя итоги этой части, я хотел бы сказать, что естественное освещение – это сложное явление, подчиняющееся комплексным законам физики. Его невозможно подробно описать в статье, но я и не ставил перед собой такой цели. Я хотел показать основные принципы и надеялся разбудить Ваше любопытство, чтобы Вы самостоятельно научились наблюдать и использовать результаты наблюдений в своих работах.



 

искусственное освещение, освещение в помещении.

Освещение в помещении существенно отличается от освещения на улице. Также оно зависит от типа помещения, например, освещение в квартире отличается от освещения офиса. Как правило, свет в помещении рассеяный, источники света закрыты (абажуры, плафоны и т.п.), свет и тени мягкие. Зачастую присутствует в помещении и солнечный свет – как отражённый, так и прямой.

 

из окон


освещение сквозь окно

В данном случае мы имеем источник естественного освещения в закрытом помещении. Окно – слабый, но геометрически большой источник света, поэтому свет и тени как правило очень мягкие. Цвет освещения зависит от многих факторов: в пасмурный день – цвета белые, серые или голубые, в ясный солнечный день – белые, желтые или красные в зависимости от времени суток. Если прямой солнечный свет попадает в помещение через окно, то из-за переотражений он влияет на всё - и на пол, и на потолок, и на стены, и на предметы.

Нужно учитывать все эти факторы, чтобы имитировать подобное освещение. Для начала рекомендую взять за основу самый простой вариант – за окном пасмурный день. В этом случае окно – слабый мягкий источник света белого цвета. Используя как отправную точку, эту схему можно усложнять, добавляя нужные световые акценты.

В прошлом художники, не имея надежного искусственного освещения, старались свои студии располагать в комнатах с окнами, выходящими на север. В такие помещения не попадает прямой солнечный свет и они освещены равномерным рассеяным светом практически весь день. Подобное освещение художники называют Северным (North Light). Прямой солнечный свет непосредственно освещает только часть комнаты, всё остальное пространство освещено отражённым светом. Мягкий свет из окна столетиями использовали художники, применяют и современные фотографы. Потому что это красиво, предсказуемо и доступно.

 

лампами накаливания


освещение лампами накаливания

Лампа накаливания продолжает оставаться самым распространенным искусственным источником света в нашей жизни. В первой части статьи был пример, демонстрирующий освещение лампой накаливания. Если помните, речь шла о том, что изображение в подобном освещение тонируется в оранжевый цвет. А также о том, что наши глаза отфильтровывают эту информацию и мы не замечаем цвета, которые добавляют лампы накаливания. Свет от лампы накаливания менее предсказуем и равномерен по яркости чем свет от естественных источников. Поэтому для смягчения света обычно используют абажуры или плафоны.

Следует обратить внимание, что источники света и их расположение как правило зависят типа помещения и его функциональности. Например, в гараже или прихожей обычно используют только одну лампочку под потолком, а в гостиной размещают большее количество светильников и расположены они сложнее, чтобы создать приятную атмосферу. Функциональность освещения хорошо видна в спальне – помимо общего освещения здесь есть "прикроватные" светильники. Локальные источники света можно встретить и на кухне (подсвечивают обычно места, где готовят еду) и ванной (возле зеркала).

Не забывайте также о том, что бытовые приборы тоже могут быть источниками света – телевизор, компьютер, плита.

 

рестораны, магазины


ресторанное освещение

Освещение подобных заведений очень разнообразно и направлено в первую очередь на создание настроения. В ресторанах, как правило, используют приглушенный свет, чтобы создать нужную атмосферу. При этом используют самые разнообразные виды источников света – от бра до свечей. Вряд ли можно найти два одинаковых по освещению ресторана. Хороший способ найти интересное освещение для сцены – это походить по настоящим ресторанам и понаблюдать. Хотелось бы отметить ещё одну характерную для ресторанов деталь – большое количество отражений. Множество локальных источников отражается в посуде и хромированных элементах отделки. Обратите внимание на количество бликов на бокалах. При освещении магазинов также уделяют внимание атмосфере, но всё же первостепенное правило – максимально ярко и презентабельно осветить продаваемый товар.

 

лампами дневного света


освещение лампами дневного света

Лампы дневного света обычно использует тогда, когда хотят сэкономить, это более дешёвый вид освещения. Его используют в основном в общественных местах. Хотя наш мозг старается отфильтровывать цветовой оттенок этого света, мы всё равно чувствуем этот неприятный зелёный цвет.

 

смешанное


смешанное освещение

Часто можно наблюдать смесь естественного и искусственного освещения. Это рождает интересные сочетания цветов. Сочетание офисного освещения (лампы дневного света) и уличного фонарного освещения (лампы накаливания).

 

открытым огнем, свечами


освещение открытым огнём

Свет от открытого пламени имеет насыщенный красный оттенок. Он более насыщен чем свет от ламп накаливания. Он насыщен настолько, что даже наш мозг не может полностью отфильтровать этот цвет и мы видим красные оттенки. Обратите также внимание на то, что подобные источники света как правила расположены низко, на уровне земли или пола. Поэтому тени от огня, костра, камина, свеч отбрасывают тяжёлые длинные тени.

 

уличное (фонарное)


фонарное освещение

Уличные огни – это насыщенный апельсиновый свет (по крайней мере, в Великобритании, где я живу). Они имеют очень узкий спектр, поэтому всё, что находится под включенным фонарем, кажется оранжевым. Обратите так же внимание на то, что свет фонарей очень локален. Между фонарями очень тёмно, и, как следствие, общее изображение очень контрастно.

 

студийное


студийное освещение

Я не планировал подробно описывать студийное освещение, да это и невозможно сделать в рамках этой статьи. Единственное о чем я хотел упомянуть, что это очень мягкий свет с практически отсутствующими тенями. Фотографы используют подобное освещение при портретной съемке и в рекламе.



 

Ричард Харрис (Richard Harris)

© DLight.ru, 24 января 2007,
http://dlight.ru/masterclass/articles/2007/01/24/2403/

 



****************************************************************************************************

Copyright © by   i  l  y  a  M  e  l  e  k  h  o  v

****************************************************************************************************


X